эклектизм в словаре кроссвордиста
эклектизм
- Беспринципное сочетание противоположных воззрений
- Отсутствие единства, последовательности в убеждениях, теориях
- В искусстве - формальное соединение различных стилей
- Неорганичное, внешнее соединение внутренне не соединимых взглядов, точек зрения, теорий, идейных направлений
- (философия) направление в философии, старающееся построить систему путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем
- В искусстве — формальное соединение различных стилей
- Направление в искусстве, формальное соединение различных стилей
- Отсутствие единства, целостности
- Смешание разнородных взглядов, теорий, идей
- Беспринципное смешание разнородных взглядов, теорий, идей
- (книжн.) Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов
- Неорганичное, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
и (устар.) эклектицизм, эклектицизма, мн. нет, м. (от греч. eklego - выбираю) (книжн.). Механическое, лишенное принципиальности, соединение разнородных начал, точек зрения, взглядов. Эклетизм в философии. Эклетизм в искусстве.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. (книжн.). Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. Э. в исследовании. Э. в искусстве.
прил. эклектический, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Неорганичное, внешнее соединение внутренне не соединимых взглядов, точек зрения, теорий, идейных направлений.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЭКЛЕКТИЗМ (эклектика) (от греч. eklektikos - выбирающий) механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.).
Большая Советская Энциклопедия
в архитектуре и изобразительных искусствах, соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в период упадка больших художественных направлений.
Элементы Э. заметны, например, в позднем древнеримском искусстве (комбинация форм, заимствованных из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др.). К Э. тяготели представители болонской школы , которые полагали, что могут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.
Э. характерен для зодчества (особенно для оформления интерьеров) сер. и 2-й пол. 19 в., некритически использовавшего формы различных стилей (неоренессанс, неорококо и т.д.); однако архитектурный и оформительский Э. 19 в. с его «вселенским» охватом архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на зарождение целостного в своей сущности, но питающегося из самых различных источников стиля «модерн» .
Э. продолжал оставаться особенно типичным для салонного искусства . Широкое распространение эклектические тенденции получили в западноевропейской и американской художественной культуре середины 20 в. (в связи с распространением моды на «ретроспективистские» стили художественного оформления, копирующие те или иные стилистические направления прошлого).
Лит.: Patetta L., L▓architettura (dell▓eclettismo. Fonti, teorie, modelli. 1750≈ 1900, Mil., 1975.
Википедия
Эклекти́зм — способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем. Этот термин ввёл в употребление александрийский философ II века Потамон , которого упоминает Диоген Лаэртский в конце своего введения в трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Эклектическое направление, в том случае, когда оно приближается к синкретизму , то есть к беспринципному и не методичному соединению противоположных систем, знаменует упадок философского творчества и появляется в истории, обыкновенно, после того как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. После Платона и Аристотеля эклектизм постепенно распространяется, пока, наконец, в александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое замечается и в философии Вольфа по отношению к философии Лейбница . В XIX веке эклектиками были Виктор Кузен и Жуффруа , старавшиеся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма .
Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит « здравый смысл ». Хотя такое направление в философии и не выдерживает критики, это ещё не значит, что всякий эклектизм должен быть осуждаем. Всякая система должна считаться с твёрдо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Это хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что «все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают». Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путём критики находить в них зерно истины, эклектизм, следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы.
Примеры употребления слова эклектизм в литературе.
Правда, если поначалу Канчели упрекали в эклектизме, в недостаточно ярком выражении собственной индивидуальности и национального духа, то позднее, когда авторский стиль полностью сформировался, заговорили о самоповторении.
Таким образом, величавая философия Канта была вытеснена явным пустозвонством Фихте, эклектизмом Шеллинга и приторно-слащавыми, благочестивыми бреднями Якоби, а напоследок дело дошло до того, что вдоль и поперек жалкий шарлатан Гегель был поставлен наравне с Кантом, и даже выше его.
Возникает эклектизм, описанный Лиотаром и наглядно демонстрирующий нарушение задаваемой институциональными нормами однозначности связи между экономическим статусом и стилем потребления.
Источник: библиотека Максима Мошкова