Энциклопедический словарь, 1998 г.
ХОМОВОЕ ПЕНИЕ (хомония) раздельноречие, система произнесения и пропевания текста в древнерусском певческом искусстве (15 - сер. 17 в.), при которой буквы ъ и ь, обозначавшие редуцированные звуки (еры), были заменены буквами о и е (гласными полного образования; напр., в непевческих текстах "согрешихомъ", в пении "согрешихомо"). В 17 в. хомовое пение стало подвергаться критике и было заменено "истинноречным", приведенным в соответствие с реальным звучанием текстов при чтении.
Большая Советская Энциклопедия
хомония, раздельноречие, система произнесения текста в рус. церковном пении. Возникла в 15 в. Её особенность ≈ произношение слов с включением между согласными и после заключительного согласного отсутствующих в данных словах гласных. Например: вместо видевше ≈ видевоше, вместо грехом ≈ грехомо (отсюда название). Х. п. частично было связано с изменением фонетики слав. языка за счёт превращения полугласных в гласные. Основной же причиной распространения Х. п. было стремление придать словесному тексту песнопений особый, не свойственный «мирскому» языку характер. В 17 в., когда в московском обществе стали утверждаться новые просветительские идеи, Х. п. подверглось резкому осуждению. Московский собор 1666≈67 постановил заменить Х. п. «истинноречным». Специальным комиссиям было поручено исправить певческие книги «на речь»; устанавливалось произношение слов в пении, соответствующее их звучанию в разговорной речи. Х. п. сохранилось только у старообрядцев.
Н. Д. Успенский.
Википедия
Православный хор]] Хомово́е пение — русское церковное пение. В хомовом пении используется так называемое раздельноречие , когда используются произнесение слов с введением между согласными и после заключительной согласной дополнительных гласных . О возникновении хомового пения почти ничего не известно. Предполагается, что его возникновение связано со стремлением придать произношению слов в церковном пении особый характер, отличающийся от мирской речи. Необходимость замены глухих звуков полными гласными в пении возникла из-за того, что древнейшие певческие книги XI и XII века имели над буквами ъ и ь нотные знаки (как они исполнялись в XI—XII веках — неизвестно).
Хомовое пение получило распространение в середине или конце XV века . Вышло из употребления в середине XVII века , когда подверглось критике со стороны священников и музыковедов : тексты песен изменялись до неузнаваемости; часто вовсе теряли всякий смысл, в исполнении слоговые ударения исчезали без следа. Из критикующих хомовое пение произведений известно Сказание инока Евфросина и Житие протопопа Аввакума . Хомовое пение уступило место истинноречному пению по постановлению московского собора 1666 - 1667 годов .
Сейчас используется лишь беспоповцами .
- Успенский Н. Д. , Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971 год.↩
- Финдейзен Н. Ф. «Очерки по истории музыки в России», том 1, выпуск 1, М.-Л., 1928 год↩
- Металлов В. М. , Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, Москва, 1915.↩
- Разумовский Д. В. , «Церковное пение в России», , 1867 год.↩
- ↩
- Хомовое пение // Музыкальный словарь↩
- ↩
- Преображенский А. В. , «Культовая музыка в России», Ленинград, 1924 год↩