Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Хируй Вольдэ Селассие

(1889≈1939), эфиопский писатель, общественный деятель. Творчество Х. В. С. тесно связано с общественной и культурной жизнью Эфиопии 20≈30-х гг. Положил начало развитию жанра повести и романа в эфиопской литературе. Первая же книга ≈ повесть «Моё сердце ≈ мой друг (о характере и поведении человека)» (1923) принесла Х. В. С. известность. Автор «Жизнеописания исторических личностей прошлого и настоящего», исторической повести «Император Йоханныс IV и Метемма» (1927) и бытового романа «Брак Бырхане Цйон Могаса» (1930≈31), критикующего широко распространённый в Эфиопии обычай ранних браков. Проблеме воспитания молодого поколения посвящены романы «Совет сыну, память об отце» (1931) и «Я и мои друзья» (1935). В философско-дидактическом и историческом романе «Новый мир» Х. В. С. критикует отжившие традиции, коррупцию и невежество духовенства. Ему принадлежат новеллы просветительского характера, назидательные поэмы, описания путешествий в Японию, Иерусалим, Европу, а также первое библиографическое пособие по истории эфиопской литературы «Каталог книг на геэз и амхарском языках» (1911, 2 изд., 1927≈28).

Лит.: Gerard A. S., Four African literatures, Xhosa, Sotho, Zulu, Amharic, Berk, ≈ Los Ang. ≈ L., [1971].

Г. А. Папышева.

Википедия

Хируй Вольдэ Селассие

Хируй Вольдэ Селассие (8 мая 1878 — 19 сентября 1938) — абиссинский политик, дипломат и министр иностранных дел, писатель, историк и библиограф, общественный деятель. Один из крупнейших деятелей культуры Абиссинии первой половины XX века. По национальности был амхара , свои произведения писал на амхарском языке.

Родился в регионе Менз. Начальное образование получил в одном из местных монастырей. В 13-летнем возрасте потерял отца. Служил диаконом во владениях крупного помещика, получая от него еду и одежду. Затем служил по церковным вопросам у военачальника Баша Абойэ, имевшего титул дэджазмача . Затем поступил в школу при монастыре св. Ракели у горы Энтото , получив там дополнительное религиозное образование. Вместе с тем, не довольствуясь традиционным образованием, выучил английский язык в шведской миссионерской школе и французский, работая с французской ветеринарной миссией. Сумел познакомиться с расом Тафари (будущим императором Хайле Селассие I), который в 1916 году, ещё не имея абсолютной власти (трон после низложения Иясу V был занят императрицей Заудиту ), назначил его мэром Аддис-Абебы . В 1922 году возглавлял абиссинскую делегацию на заседание Лиги Наций , а 1924 году сопровождал его в поездке по Европе. В 1930 году, когда рас Тафари стал негусом , был назначен министром иностранных дел. В 1931 году совершил дипломатическую поездку в Японию , оставшись под большим впечатлением от её культуры и инфраструктуры, в первую очередь военной; впоследствии выступал за всестороннее расширение сотрудничества с Японией и использование опыта модернизации этой страны во время Реставрации Мэйдзи для проведения реформ в Эфиопии. За время службы министром совершил также поездку в Иерусалим и несколько поездок в Европу.

После оккупации большей части страны в результате Второй итало-эфиопской войны сначала голосовал против бегства негуса из страны, но затем сопровождал монарха в изгнании в Великобритании. Скончался там же, в городе Фэйрфорд; был похоронен в Бате , но затем его останки перезахоронили на родине.

Считается одним из первых современных эфиопских романистов. Его первым произведением стала написанная в 1923 году документальная повесть «Моё сердце — мой друг ». К числу наиболее известных его произведений относятся собрание биографий «Жизнеописание исторических личностей прошлого и настоящего», историческая повесть «Император Йоханныс IV и Метемма» (1927), роман «Брак Бырхане Цйон Могаса» (1930—1931), в котором автор высказал протест против распространённого в его время в Эфиопии обычая заключать браки между подростками по воле родителей, социальные романы о воспитании детей «Совет сыну, память об отце» (1931) и «Я и мои друзья» (1935), историко-философский роман «Новый мир», в котором критике подвергаются многие старые традиции, бытовавшие в Эфиопии, в том числе религиозные. Его перу принадлежат также просветительские рассказы, назидательные поэмы, путевые очерки, описывающие его дипломатические поездки, «Каталог книг на геэз и амхарском языках» (1911, 2-е издание — 1927—28) — работа, написанная им ещё в период службы в церкви и ставшая первым библиографическим трудом по истории эфиопской литературы, а также «Документ Японии» (1932) — трактат, в котором он сформулировал основные положения своей прояпонской философии.