Энциклопедический словарь, 1998 г.
система стихосложения, основано на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются "чисто-тоническое" стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число, во 2-м также и расположение ударений в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. tоnos ≈ ударение), система стихосложения , в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных ≈ русском, немецком, английском и др. Внутри Т. с. различаются «чисто-тоническое» стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое стихосложение , в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18≈19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии ≈ чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм.
Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах ( ямб , хорей ) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) ≈ через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды ) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих.
-
Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой ):
«Ру салка плыла по реке голубой,
Оза ряема полной луной...»
(М. Лермонтов).
-
Дольник допускает переменный слоговой объём (в 1≈2 слога) слабого места также и в середине стиха:
«Вхожу я в темн ые храмы,
Свершаю бедный обряд...»
(А. Блок).
-
Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1≈2≈3 слога):
«Так ая была ночь, что у шел Сив аш И мёртвым постелил постель...»
(В. Луговской).
-
Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:
«Страшное у меня горе.
Вероятно ≈ лишусь сна...»
(В. Маяковский).
Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времён существовало чистотоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. ≈ строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского≈Ломоносова); более свободные формы Т. с. живут преимущественно в имитациях народного стиха («Сказка о попе...», «Песни западных славян» А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).
Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая всё же более употребительна.
Лит. см. при ст. Стихосложение .
М. Л. Гаспаров.
Википедия
Тони́ческое стихосложе́ние или акце́нтная систе́ма — система стихосложения , основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно, например ( Маяковский — образец дольника ):
Дне́й бы́к пе́г, Ме́дленна ле́т арба́, На́ш бо́г бе́г, Се́рдце — на́ш бараба́н.Примером тонического стиха являются былины .