Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

тоническое стихосложение

система стихосложения, основано на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются "чисто-тоническое" стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число, во 2-м также и расположение ударений в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.

Большая Советская Энциклопедия

Тоническое стихосложение

(от греч. tоnos ≈ ударение), система стихосложения , в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных ≈ русском, немецком, английском и др. Внутри Т. с. различаются «чисто-тоническое» стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое стихосложение , в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18≈19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии ≈ чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм.

  1. Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах ( ямб , хорей ) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) ≈ через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды ) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих.

  2. Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой ):

    «Ру салка плыла по реке голубой,

    Оза ряема полной луной...»

    (М. Лермонтов).

  3. Дольник допускает переменный слоговой объём (в 1≈2 слога) слабого места также и в середине стиха:

    «Вхожу я в темн ые храмы,

    Свершаю бедный обряд...»

    (А. Блок).

  4. Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1≈2≈3 слога):

    «Так ая была ночь, что у шел Сив аш И мёртвым постелил постель...»

    (В. Луговской).

  5. Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:

    «Страшное у меня горе.

    Вероятно ≈ лишусь сна...»

    (В. Маяковский).

    Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времён существовало чистотоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. ≈ строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского≈Ломоносова); более свободные формы Т. с. живут преимущественно в имитациях народного стиха («Сказка о попе...», «Песни западных славян» А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).

    Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая всё же более употребительна.

    Лит. см. при ст. Стихосложение .

    М. Л. Гаспаров.

Википедия

Тоническое стихосложение

Тони́ческое стихосложе́ние или акце́нтная систе́ма — система стихосложения , основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно, например ( Маяковский — образец дольника ):

Дне́й бы́к пе́г, Ме́дленна ле́т арба́, На́ш бо́г бе́г, Се́рдце — на́ш бараба́н.

Примером тонического стиха являются былины .