Энциклопедический словарь, 1998 г.
СЮНЬ-ЦЗЫ (ок. 313 - ок. 238 до н. э.) древнекитайский философ, последователь Конфуция. Написал трактат "Сюнь-цзы".
Большая Советская Энциклопедия
(около 313 ≈ около 238 до н. э.), древнекитайский мыслитель, взгляды которого изложены в написанном им трактате «Сюнь-цзы». Для С.-Ц. характерны наивно-материалистические и атеистические представления о сущности мира и происхождении «вещей». Социально-политические воззрения С.-Ц., сочетавшие учение Конфуция об «идеальном» правителе с концепцией легистов (см. Фацзя ), основывались на учении о «злой природе» человека. С.-Ц. указывал на необходимость власти «просвещённого» правителя, строгой иерархической социальной градации и регламентации всей обществ. жизни на основе конфуцианских принципов «ли» («ритуала») и «и» («чувства долга»), дополненных легистской системой наказаний и поощрений. Социально-политическое учение С.-Ц. заложило теоретический фундамент официальной идеологии императорского Китая.
Лит.: Феоктистов В. Ф., Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и перевод, М., 1976.
В. Ф. Феоктистов.
Википедия
Не следует путать с Сунь-цзы , автором « Искусства войны ».
Сюнь-цзы (; прибл. 313 — 238 г.г. до. н. э., царство Чжао царство Чу ) — известный также под именами Сюнь Куан , китайский мыслитель конфуцианской традиции.
Неортодоксальный основоположник ханьского конфуцианства , первым осуществивший универсальную интерпретацию конфуцианского канона. В своем религиозном скептицизме был более последовательным, чем Конфуций . Именно в варианте Сюнь-цзы, представляющем Конфуция способным на жестокость ради справедливости, Поднебесная после Цинь , узнавшая жёсткий легизм , и восприняла конфуцианство.
Часто считается, что Сюнь-цзы внёс наибольший среди философов вклад в мощный процесс синтеза древнекитайской мысли на закате Чжоу . По мнению Фэн Юланя 馮友蘭 (1895—1990), значение Сюнь-цзы для китайской культуры сравнимо со значением Аристотеля для Запада.