Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Сарвасара-упанишада

Сарвасара-упанишад или Сарва-упанишадупанишада канона Муктика (#33); входит в состав Кришна Яджур-веды ; группа упанишад – Саманья-веданта . Время её написания – относительно позднее – по мнению переводчика, не раньше VIII в. н.э . Этот небольшой по своему объёму текст является, по сути, словарём или краткой энциклопедией философии Веданты – учения ( даршаны ), оказавшей огромное влияние на, практически, все философские и религиозные учения индуизма – в нём, в виде кратких, часто афористичных, изречений объясняются 23 основополагающих понятий этой даршаны, таких как:

  • четыре состояния сознания: бодрствование , сон , забытьё , турья ;
  • пять обличий ( коша ): аннамайя коша, пранамайя коша, маномайя коша, виджнянамайя коша, анандамайя коша;
  • семь составляющих физическое тело: кожа , кости , мясо , кровь , костный мозг , жир , сперма ;
  • 14 видов пран: пять главных пран в теле (: prāṇa, apāna, uḍāna, samāna, vyāna); пять подпран (: nāga, kurma, devadatta, krikala, dhanañjaya) и ещё четыре менее известных праны (vairambhana, sthānamukhya,pradyota, prakrta);
  • 14 органов человеческого тела : четыре «внутренних» органа: ум ( manas ), разум ( buddhi ), память ( citta ) и особенность ( ahaṃkāra ); пять органов восприятия (соответствующие слуху , зрению , осязанию , вкусу и запаху ); пять органов действия ( руки , ноги , язык , половые органы , органы выделения ).

Как пишет в предисловии к переводу Мартынов Б. В., изучение этой упанишады облегчает изучение классических текстов не только Саманья-веданта-даршаны и Йога-даршаны, но и других философских и религиозных школ индуизма, которые в своих учениях опираются на философскую базу Веданты.

В 1998 году текст Сарвасара-упанишад был переведён на русский язык Мартыновым Б.В. и в 1999 году издан в сборнике «Упанишады. Йоги и тантры» в издательстве «Алетейя» в Санкт-Петербурге. Текст перевода снабжён небольшим предисловием и кратким комментарием.