Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

псковская школа

ПСКОВСКАЯ ШКОЛА (13-16 вв.) одна из местных школ древнерусского искусства. Для памятников архитектуры характерны пластичность простых геометрических объемов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами и многопролетными звонницами. Живопись псковской школы отличается экспрессией образов и напряженностью колорита (фрески собора Снетогорского монастыря, 1313; иконы).

Большая Советская Энциклопедия

Псковская школа

одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы (собор Ивановского монастыря, до 1243), в то же время отличаясь по конструктивному решению типа крестово-купольного храма (собор Мирожского монастыря ). Основной тип приходского храма сложился к концу 14 в. (известен по памятникам 15 в.) ≈ кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие (церковь с. Кобылье Городище, 1462), иногда на повышенных подпружных арках (церковь Успения в Мелётове, 1463). В 15 в. был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки [церковь Николы Каменноградского, 16 в.(?)]. К храмам пристраивались обычно многочисленные приделы , притворы , паперти; вместе с многопролётными звонницами храмы составляли живописный асимметричный ансамбль. Развита была крепостная архитектура; в 16≈17 вв. строились огромные, в несколько этажей купеческие дома (3-этажные палаты Поганкиных, до 1645). С 14 в. строительство велось из местного камня-плитняка с последующей известковой обмазкой и побелкой. Контраст простых геометрических объёмов и подчёркнуто-материальной пластики стены придают культовой, гражданской и крепостной архитектуре П. ш. большую выразительность. Живопись П. ш. начала складываться в середине 13 в., достигнув расцвета в конце 14 ≈ начале 15 вв. Она отличается экспрессией образов, напряжённостью колорита, резкостью пробелов, пастозностью мазка (фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313, и церкви Успения в Мелётове, 1465; иконы «Собор Богоматери» и «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна» ≈ обе 2-я половина 14 в., Третьяковская галерея). В живописи распад П. ш. начался на рубеже 15≈16 вв., в архитектуре местные традиции удерживались дольше.

Лит.: История русского искусства, т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, Л. ≈ М., 1966; т. 6, М., 1968.

Л. В. Бетин.