Википедия
Противосложе́ние (, от contra — против, и subjicio — подкладывать) в музыке — голос, сопутствующий другому голосу, в разнотемной или имитационной полифонии . Главное свойство противосложения — эстетическая ценность и техническая самостоятельность по отношению к основному голосу. Достигается с помощью другого ритма, иного мелодического рисунка, артикуляции, регистра и т. п. Вместе с тем, противосложение должно образовывать идеальную связь с основным голосом. В полифонии строгого стиля (то есть до XVI в.) она регулируется качеством интервалов . Консонансы применяются свободно, диссонансы подчиняются строгим правилам: при задержании в секунде диссонирует нижний звук, в септиме верхний, в кварте и ноне — любой. Задержанный звук обязательно разрешается на секунду вниз, или непосредственно, или через промежуточные звуки.
Эти принципы во многом сохраняются и в свободном стиле (например, у И. С. Баха ), но в дальнейшем более свободно, в музыке XX века — свободно. В имитации (простой, каноне, фуге ) противосложением является дальнейшее движение первоначального голоса. В фуге возможны так называемые удержанные противосложения, то есть повторение их в очередных проведениях темы, иногда приобретающие значение второй темы, в так называемых двойных или тройных фугах, как, например, в фуге cis-moll из I тома ХТК Баха, где вторая и третья темы возникают как противосложения к уже экспонированной первой.