Энциклопедический словарь, 1998 г.
в международном праве проливы, используемые в целях международного судоходства, открытые для прохода судов всех государств на условиях равенства (Гибралтарский, Магелланов, Сингапурский и т.п.).
Большой юридический словарь
естественные водные пространства, разделяющие части суши и соединяющие между собой океаны и моря либо их участки, по которым пролегают судоходные трассы международного значения. Установленный Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. основной принцип состоит в том, что припроливные государства не должны приостанавливать здесь иностранного судоходства. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. особенности правового режима П.м. зависят от их типа:
проливы, соединяющие часть открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем (применяются правила мирного прохода через территориальное море);
проливы, используемые для судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой (действует правовой режим транзитного прохода);
проливы, в срединной части которых есть полоса открытого моря или исключительной экономической зоны (действует свобода торгового и военного мореплавания);
проливы, правовой режим которых установлен специальными многосторонними международными договорами (Балтийские, Черноморские проливы, Магелланов и Гибралтарский проливы).
Большая Советская Энциклопедия
в международном праве проливы, которые служат мировыми водными путями, используемыми для международного судоходства, и вследствие этого являются открытыми для прохода судов всех стран на условиях равенства. Общепризнанным принципом международного права является свобода открытого моря , правовой режим которого распространяется и на проливы, соединяющие открытые моря и имеющие значение мировых водных путей. П. м. свободны для плавания судов всех стран независимо от того, перекрываются они территориальными водами прибрежных государств или нет. К этой категории П. м. относятся: Гибралтарский, Ла-Манш (Английский канал), Па-де-Кале (Дуврский), Баб-эль-Мандебский, Сингапурский, Магелланов и др.
Особое правовое положение имеют П. м., которые являются единственным выходом из закрытых морей в открытые моря. Режим судоходства по таким проливам регламентируется специальными международными соглашениями, которые в ряде случаев содержат ограничения в отношении доступа в закрытые моря военных кораблей неприбрежных государств (см., например, Балтийские проливы , Черноморские проливы ).