Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

приключенческая литература

художественная проза, подчиненная задаче занимательного повествования о происшествиях; для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки (романы А. Дюма-отца, "Остров сокровищ" Р. Стивенсона). Переплетается с детективной литературой, научной фантастикой и путешествием (как литературным жанром).

Большая Советская Энциклопедия

Приключенческая литература

художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное значение. П. л. опирается на опыт многообразных литературно-художественных повествовательных жанров, для которых авантюрно-занимательная установка была существенной, но не определяющей сюжетное целое, ≈ греческого романа эпохи эллинизма («Эфиопика» Гелиодора, 3 в. н. э.), рыцарского эпоса 12≈16 вв., романа барокко («Астрея» д"Юрфе и т.д.), плутовского романа похождений, литературы путешествий 17≈18 вв. и готического романа предромантизма с его превратностями, тайнами и ужасами. Значительную роль в развитии П. л. сыграли также документальная проза и журналистика.

Более специфично применение понятия «П. л.» («приключенческий жанр») к литературе о приключениях, сложившейся в 19 в. в русле романтизма и неоромантизма (под воздействием ряда их тенденций: отталкивание от прозы буржуазной повседневности; поиски высокого и героического; устремлённость к новому, оригинальному; сюжетная занимательность). Одним из первых образцов П. л. явились «морские романы» Ф. Купера и Ф. Марриета , историко-приключенческие романы А. Дюма -отца и социально-приключенческие ≈ Э. Сю . Романтическим пафосом отмечены наиболее известные произведения П. л. 19 ≈ начало 20 вв.: Т. М. Рида, Р. Л. Стивенсона, Р. Хаггарда, Дж. Конрада (Великобритания); Г. Ферри, Г. Эмара, Ж. Верна, Л. Жаколио, Л. Буссенара, П. Бенуа (Франция); Дж. Лондона (США). Для П. л. характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Действие протекает в особых условиях; персонажи резко разделяются на злодеев и героев. Современная П. л. часто сливается с научной фантастикой , предельно расширяющей сюжетные возможности повествования.

О популярности П. л. в СССР свидетельствуют многочисленные серийные издания, сборники, журналы (например: «Библиотека приключений и научной фантастики», с 1943, издательство «Детская литература»; «Приключения» ≈ издательство «Молодая гвардия»; журнал «Вокруг света» , с приложением «Искатель» ≈ с 1961; «Подвиг» ≈ приложение к журналу «Сельская молодёжь», и др.).

В жанре П. л. выступали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Гайдар, А. Беляев, В. Катаев, Г. Адамов, Ю. Семенов. Советскую П. л. в целом отличает героико-патриотический, жизнеутверждающий, революционный пафос.

Лит.: Rausse Н., Der deutsche Abenteuerroman, [s. 1.], 1912; Doutrepout G., Les types populaires de la littérature française, pt. 1≈2, Brux., 1926≈27; Ayrenschmabz A., Zum Begrift des Abenteuerromans, Tübingen, 1962; Folsons J. K., The American western" novel, New Haven, 1966.

В. С. Муравьев.

Википедия

Приключенческая литература

Приключенческий роман (также авантюрный роман, от ) — жанр романа , сформировавшийся в середине XIX века на волне романтизма и неоромантизма с характерным для них стремлением бежать от мещанской повседневности в мир экзотики и героизма. В более широком смысле можно говорить о существовании особого авантюрного жанра, или приключенческой литературы, которую отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, «стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки». Задача приключенческой литературы — не столько поучать, анализировать или описывать реальность, сколько развлекать читателя.