полутень в словаре кроссвордиста
полутень
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
полутени, о полутени, в полутени, ж. Негустая тень, очень слабо освещенное место. Чуть заметно в полутени дальнее гумно. А.К. Толстой.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, о полутени, в полутени и в полутени, мн, -и, -ей и -ей ж. Слабая прозрачная тень. В полутени листвы.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Негустая, бледная тень.
Слабо освещенное пространство между полной тенью и полным светом.
Большая Советская Энциклопедия
пространство между областями полной тени и полного света. Образуется за непрозрачным телом при освещении его источником света, размеры которого сравнимы как с размерами тела, так и с расстоянием между источником и телом (рис.). В области П. видна только часть источника (в тени источник совсем не виден, на свету он виден полностью). При частичном затмении Солнца точка наблюдения попадает в П., образованную Луной в потоке солнечного света.
Википедия
Полуте́нь — слабо освещенное пространство между областями полной тени и полного света . В оптике рассматривается тот случай, когда полутень образуется за непрозрачным телом при освещении его источником света, размеры которого сравнимы как с размерами тела, так и с расстоянием между источником и телом. Полутень представляет собой периферию затемненной области. В области полутени видна только часть источника света. Этим она отличается как от полной тени, в которой источник совсем не виден, и от полного света: на свету он виден полностью.
Полутень от небесного тела , можно наблюдать, например, при частичном затмении Солнца , когда точка наблюдения попадает в полутень, образованную Луной в потоке солнечного света.
В изобразительном искусстве , в частности в фотографии , под полутенью понимается не столько пространство, сколько участок поверхности тела как элемент светотени — слабая тень, градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.
В обиходной речи полутенью может называться любая негустая тень, возникающая при слабом освещении.
Примеры употребления слова полутень в литературе.
И, удивленный вниманием к себе, Сергей поднял голову и не сразу увидел в полутени абажура, среди молодых возбужденных и смеющихся лиц, чье-то очень знакомое лицо - оно, казалось, ободряло и кивало ему.
Сильный солнечный свет, падая на неровности первого плана, заставляет сверкать их, если они обращены к солнцу, или мерцать полутенями, если они освещены скользящими лучами, и он же вызывает сочные, черные тени в сторону противоположную солнцу - налево.
Этот ослепительный свет превратил обычное освещение коридора в полутень, откуда и надвигались на Кавинанта эти две огромные фигуры.
Он помнил картины, висевшие в квартире Дмитриева: неподвижные улыбки, косые масленые взгляды, полусвет, полутень, белые юбки в черной масленой мгле.
Наконец, когда нож подойдет к зафокальному критическому положению, вся тень, кроме ободка полутени, на краю зеркала, займет положение на левой стороне зеркала.
У него была прямо-таки страсть позировать перед зеркалом и рисовать себя, но вовсе не так, как это делал его величайший старший современник, фламандец Питер Пауль Рубенс, который на своих героических картинах иногда изображал себя в образе рыцаря, вперемешку с эпизодическими фигурами, а совершенно одного, на небольшом листке бумаги или полотне малой величины, с глазу на глаз с самим собою, ради какого-нибудь скользящего света или редкой полутени, играющей на его круглом, толстом, налитом кровью лице.
Свет и тени, полутени и светотень, всегда имеющие у Рембрандта весьма важное эмоциональное значение, в данном случае несут и смысловую функцию.
Но в наибольшей степени, думаю я, существуя в мире полутени, он тянулся памятью к истории раскаленных дней, прожитых под ярым светилом осады.
Они шуршали тихим, зловещим шелестом, и легкие полутени скользили по их пестрым узорам.
Сочиненный человек, продукт фантазии, хочет означать нечто необходимое, но лишь для таких людей, которые понимают и реального человека лишь в грубом, неестественном упрощении, так что несколько резких, часто повторяющихся черт, ярко освещенных и окруженных массой теней и полутеней, вполне удовлетворяют их притязаниям.
Над головой Спасителя плывут облака, и космос, проникая через окна в трапезную, мягко обволакивает своими таинственными полутенями всех людей и предметы.
Его богатство красок, полутеней, таинственностей угасающего света избаловывает до такой степени, что почти все музыканты кажутся после этого слишком грубыми.
Источник: библиотека Максима Мошкова