пиррихий в словаре кроссвордиста
пиррихий
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
пиррихия, м. (греч. pyrrichios) (лит.). Двусложная стихотворная стопа из двух безударных слогов, напр. третья стопа в следующей ямбической строчке: когда|не в шу|тку за|н+емог (Пушкин).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Безударная двухсложная стопа ямба или хорея (в русском стихосложении).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПИРРИХИЙ (греч. pyrrichios) в силлабо-тоническом стихосложении пропуск ударения в стопе ямба или хорея ("На берегу пустынных волн", А. С. Пушкин).
Большая Советская Энциклопедия
(греч. pyrrhíchios, от pyrrhích ≈ название военной пляски), в метрическом стихосложении стопа из двух кратких слогов (ÈÈ); в тоническом стихосложении П. условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе («Три двиц пд кном...», «И лучш выдмăть н мог...»). Обычно в русском стихе П. чередуются с полноударными стопами, образуя в строке дополнительную волну вторичного ритма.
Википедия
Пирри́хий в греческом стихосложении представлял собою стопу , состоящую из двух кратких слогов U U. Иррациональным пиррихием называлась такая стопа, в которой один из слогов имел большую долготу, которая не могла быть выражена целой морой , чем другой . Пиррихий встречается либо в логаэдических размерах , либо в случае стяжения .
В русском стиховедении при помощи пиррихия пытались подкрепить слабость стопной теории, рассматривая его как стопу из двух безударных слогов, замещающую ямбические или хореические стопы ( ипостас , например, В. Брюсова ), что однако противоречило принципиальным установкам стопной теории, рассматривавшей стопу как сочетание ударного слога с безударными, а строку как закономерное чередование одинаковых стоп. В связи с отказом современного стиховедения от теории стоп отпадает и понятие пиррихий для русского стиха.
Примеры употребления слова пиррихий в литературе.
Я тут же вообразил, Как мы полуночничаем в этом старом доме, и я обучаю его тонкостям использования цензуры, или радостям чередования ямбической стопы с безударным пиррихием, или сладкому злоупотреблению спондеями.
Но, если Пушкин пользуется пиррихиями для придания ямбам гибкости разговорной речи, то цели Мандельштама совсем иные: для него четкий ямб был бы и слишком громким в целом, и слишком богатым повышениями и понижениями голоса.
Тут барон ударил в ладоши, и тотчас загремела пронзительная, шумная детская музыка, и более сотни крохотных господ, вышедших из карет и соскочивших с лошадей, прошлись колесом, потом стали на ноги, отбивая, как тот первый гонец, затейливые трохеи, спондеи, ямбы, пиррихии, анапесты, трибрахии, бакхии, антибакхии, хориямбы и дактили, так что любо было смотреть.
Источник: библиотека Максима Мошкова