Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Пенджабская литература

панджабская литература, литература панджабцев, населяющих штат Пенджаб в Индии и значительную территорию Пакистана. Её фольклорные истоки уходят в глубокую древность, однако самые ранние памятники относятся к 8≈10 вв., когда создали свои гимны поэты Горакхнатх (9 или 11 в.), Джаландхаринатх, Чарпат (890≈990) и др.≈ выразители ранней антифеодальной оппозиции. В этот же период возникли вары ≈ эпические сказания, по жанру близкие к русским былинам («Сказание об одноруком Асрадже» и др.), а также поэма А. Мултани «Послания», синтезировавшая фольклорную и собственно литературную традиции, утверждавшая родной язык как средство литературного творчества. Первый значительный поэт ≈ суфий Фарид (известен также как Баба Фарид, Шейх Фарид Шакаргандж; полное имя ≈ Фарид-уд-дин Масуд Ганджишакар; родился 1173 или 1175≈1265), писавший на мультани ≈ диалекте панджаби, отразил в своих двустишиях острые социальные противоречия, выступал за равенство. Процесс консолидации панджабского народа и рост антифеодального движения демократических низов нашли выражение в священной книге сикхов Адигрантхе (1604), явившейся своеобразной антологией демократической поэзии народов северо-западной Индии, центральное место в которой заняло творчество поэта и мыслителя, основателя сикхизма Нанака (1469≈1539). Важное место в истории П. л. занимает «Книга десятого гуру» (1724), в которую вошли художественные и философские произведения гуру (наставника) сикхов Говинда Сингха (1666≈1708), в том числе автобиографическая поэма «Необыкновенная пьеса», а также произведения его последователей. Эта книга отличается глубокой связью с фольклорной традицией, которая сочетается с литературной и религиозно-философской традицией индуизма; вместе с тем памятник ≈ яркое проявление индусско-мусульманского синтеза. Литература 18≈1-й половины 19 вв. развивается под знаком роста национального самосознания и борьбы с феодалами. Настроения этого времени отразились в поэзии суфиев: Буллхе Шаха (1680 ≈ между 1752≈58), Вариса Шаха (1735≈84), Хашима Шаха (1751≈182

  1. , Ахмеда Шаха (1768≈1840) и др. В 1-й половине 19 в. в связи с борьбой панджабцев против английских колонизаторов в П. л. получила развитие патриотическая тема (Мухаммад Яр); с середины 19 в. усиливаются освободительные и демократические мотивы. Несмотря на стремление колонизаторов затормозить развитие культуры панджабцев и их национальную интеграцию, литература к концу 19 ≈ началу 20 вв. достигла значительных успехов: поэзия и проза Бхаи Вира Сингха (1872≈ 1957), Пурана Сингха (1881≈1931), Д. Чатрика (1876≈1954) и Чарана Сингха Шахида (1891≈1935). Были освоены жанры и формы европейской литературы, в том числе и русской. Многие писатели выступают не только на панджабском, но и на урду, хинди и английских языках, сохраняя национальные литературные традиции в иной языковой форме.

    На литературе 20-х гг. положительно сказалась её органическая связь с национально-освободительным движением. Началом формирования революционной литературы стали издания революционно-национальной партии Гадар. В 20≈30-е гг. развивается журналистика, а также жанры романа, рассказа, публицистики. В 1926 передовые писатели объединились в Панджабское литературное общество, а в 1936 возникла всеиндийская Ассоциация прогрессивных писателей, в которой панджабские литераторы заняли одно из основных мест. Антиимпериалистический и демократический пафос, присущий большинству писателей 30≈40-х гг., не дал религиозно-общинной реакции захлестнуть литературу, которая к моменту достижения Индией в 1947 независимости и появления Пакистана не утратила боевых традиций. После 1947 более широкое развитие панджабская литература получила в Индии (см. также Пакистан , раздел Литература). Видное место занимают прозаики Гурбакхш Сингх (родился 1895), Нанак Сингх (1897≈1971), Картар Сингх Дуггал (родился 1917), Сант Сингх Секхон (родился 1908), Сантокх Сингх Дхир (родился 192

  2. , Джасвант Сингх Камвал (родился 1920), Навтедж Сингх (родился 192

  3. , Кульвант Сингх Вирк (родился 1921), поэты Мохан Сингх (родился 1905), Амрита Притам (родился 1919), Притам Сингх Сафир (родился 1916), Прабхджот Каур (родился 192

  4. , Гурчаран Сингх Рампури (родился 1929), драматурги Балвант Гарги (родился 1916) и др.

    Развиваются литературоведение и критика (Х. С. Дард, С. С. Секхон, К. Сингх, С. С. Джош, Аттар Сингх); созданы исследовательские центры: Департамент языков при правительстве штата Пенджаб, Пенджабская литературная академия и др. Широко практикуются переводы произведений классиков мировой, русской классической и советской многонациональной литературы.

    В 60≈70-х гг. возросла социальная роль литературы, усилилась борьба передовых писателей против модернизма, а также попыток правой реакции вернуть П. л. к состоянию религиозно-общинной ограниченности. Критический реализм ≈ ведущее направление в П. л. в Индии: его сторонники стремятся отражать жизнь панджабцев, вместе с др. народами Индии борющихся за преодоление наследия колониализма, за демократические преобразования в стране и мир во всём мире.

    П. л. в Пакистане оказалась в весьма сложных условиях. Шовинистические устремления милитаристского режима ограничивали возможности развития литературы на национальных языках и создавали условия для преимущественного развития литературы на урду, офицком языке Пакистана. Вместе с тем и для панджабцев урду был одним из литературных языков. Демократическое движение способствовало развитию литературы на национальных языках, особенно в 60≈70-е гг. В П. л. выдвинулись М. Ниязи, А. Наги, М. Софдар, М. А. Бхатти, З. Икбал, А. Эхсан. В поэзии значительную роль играет экспериментализм, ориентирующийся на образцы западного модернизма, а также традиционалистская поэзия, в большой мере находящаяся под влиянием поэзии на урду. В критике усилились демократические и прогрессивные тенденции, но, с другой стороны, ощущается и некоторое воздействие идей маоизма.

    В 60≈70-е гг. всё заметнее тяготение к панджабскому языку у писателей, писавших ранее только на урду (А. Ф. Файз, р. 1911). Литературоведы и критики всё чаще обращаются к общим культурным традициям панджабцев Пакистана и Индии; «Панджаби акадами» издаёт классическое наследие П. л., поэт и фольклорист А. Салим стал инициатором сбора и публикации фольклора панджабцев и др. народов, населяющих долину Инда, публикуются литературные журналы на панджаби («Пандж дарья», «Панджаби», «Панджаби адаб»).

    Позитивное влияние на контакты панджабских литераторов Индии и Пакистана оказали конференции писателей стран Азии и Африки и творческая встреча писателей СССР, Народной Республики Бангладеш, Индии и Пакистана, состоявшаяся в Ташкенте в сентябре 1973 и в Юрмале в мае 1974.

    Изд.: Стихи пенджабских поэтов, М., 1957; О храбрых, нежных и влюбленных. Сказания Пятиречья, М., 1967; Воскресное утро. Новеллы панджабских писателей Индии, М., 1973.

    Лит.: Серебряков И., Пенджабская литература, М., 1963; Panjabi likhabi kosh., Jalandhar, 1964; Panjabi sahitt. Jild 1≈2, Patiala, 1967; Narula S. S., Panjabi sahitt da itihas, Jalandhar, 1969; Panjabi sahitt kosh, Patiaba, 1971; AhIuwalia J. S., Punjabi literature in perspektive, Ludhiana, 1973.

    И. Д. Серебряков.