Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Параматма

Парама́тма (, , «Высший Атман ») в философии индуизма — Высшая духовная Сущность, Верховный Дух. Параматма, это первооснова всех вещей и феноменов. Он всепроникающий и всеприсутствующий, все существующее есть его проявление.

Параматма — это существительное мужского рода именительного падежа от санскритского термина параматман , состоящего из двух слов, парам — «верховный» или «наивысший», и атман — «сущность», «душа», «я».

Философия индуизма рассматривает природу живых существ как троичную. Так Атма-упанишада различает три вида атмана: внешний атман , внутренний атман . Слово атман употребляется в Упанишадах как местоимение «я», «себя», таким образом атманом Упанишады иногда называют физическое тело, в других случаях психику, но чаще всего подразумевают под этим термином Параматман. Атма-упанишада описывает Параматму как высшее бессмертное Я всех существ и применяет к нему такие эпитеты как: единственный, неделимый, без частей, всепроникающий, лишенный свойств, не обладающий видом, вкусом, запахом, беззвучный и неосязаемый, чистый, незапятнанный, свидетель, непостижимый, немыслимый и неописуемый, бездеятельный, неуничтожимый, не рождающийся и не умирающий, трансцендентный по отношению к прошлым воплощениям. Тогда как внутренний атман описывается как деятельный, воспринимающий объекты чувств и испытывающий эмоции. Автор Чхандогья-упанишады провозглашает, что тот Атман, который пребывает в его сердце, также охватывает все сущее. Меньший чем ядро просяного зерна, он в то же время больше, чем все миры: «Вот мой Атман в сердце, это Брахман » — утверждает Риши . Являясь единой духовной сутью всех существ, Параматман в то же время пребывает вне их. В Чхандогья-упанишаде брахман Уддалаки объясняет своему сыну, что та тонкая сущность не воспринимаемая чувствами, «основа всего существующего» — есть Атман. « Ты и есть То » — говорит Уддалаки своему сыну.

В « Ригведе » и Мундака-упанишаде джива и Параматма сравниваются с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Джива занята поеданием плодов ( кармы ) дерева, в то время как Параматма только наблюдает за своим другом, выступая свидетелем его деятельности.

Параматман трансцендентен к знанию и невежеству и не имеет материальных атрибутов ( упадхи ). В « Бхагавад-гите » говорится, что хотя Параматма и кажется разделенным между всеми существами, все же он един и не делим. Параматма пребывает внутри существ и вне их, далеко и близко, он движущийся, но при этом неподвижный, непостижимый вследствие своей тонкости. Параматма при этом выполняет роль свидетеля деятельности живых существ ( джив ).

В философии Адвайта-веданты , только единый Параматман считается истинным и бессмертным «Я» всех живых существ, тогда как психофизический комплекс признается отличным от истинного «Я» преходящим наложением . Таким образом, множественность джив признается иллюзией.

В философии вишнуизма кроме трех видов атмана, двух не истинных и одного истинного, также признается существование четвёртой сущности — дживатмана или индивидуальной души. Дживатман в вишнуизме обладает вечным бытием, не выступает как полностью тождественный Параматману, а рассматривается как его часть. Сам же Параматма отождествляется с личностным Богом. Таким образом, между дживатманом и Параматманом вишнуизма существует вечное различие. Множественность джив признается реальностью.

Слово «параматма» в монотеистических течениях индуизма обычно указывает на безграничную, бестелесную, всепроникающую и вездесущую ипостась Бога и используется в этом контексте наряду с такими терминами-эпитетами как Бхагаван.