Энциклопедический словарь, 1998 г.
в музыке - две тональности противоположного ладового наклонения, имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, напр. ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно-переменный лад или параллельный мажоро-минор.
Большая Советская Энциклопедия
в диатонической системе мажора и минора две тональности противоположного наклонения, имеющие один и тот же звукоряд (одинаковые знаки при ключе); тонические трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности звукового состава П. т. могут объединяться в параллельно-переменный лад (например, в русской народной песне). В современной музыке в результате развития гармонической системы соотношение П. т. усложняется (в частности, в рамках смешанной мажоро-минорной и хроматической систем).
Лит.: Способин И. В., Элементарная теория музыки, 6 изд., М., 1973.
Википедия
Параллельные тональности — парные тональности мажора и минора , имеющие идентичные ключевые знаки . Тоника параллельного минора расположена на полтора тона (на малую терцию ) ниже тоники мажора. Полный перечень используемых в музыке тональностей:
- Ре-бемоль мажор — си-бемоль минор
- Ля-бемоль мажор — фа минор
- Ми-бемоль мажор — до минор
- Си-бемоль мажор — соль минор
- Фа мажор — ре минор
- До мажор — ля минор
- Соль мажор — ми минор
- Ре мажор — си минор
- Ля мажор — фа-диез минор
- Ми мажор — до-диез минор
- Си мажор — соль-диез минор
- Фа-диез мажор — ре-диез минор
Существуют также малоупотребляемые пары:
- До-диез мажор — ля-диез минор
- До-бемоль мажор — ля-бемоль минор
А также теоретические тональности, использующие дубль-диезы и дубль-бемоли в ключевых знаках и в названиях тональностей.