Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мир искусства

российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги "чистого" искусства и "преображения" жизни искусством, представители "Мира искусства" отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике "Мира искусства" (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой "Мира искусства" было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературнохудожественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера.

Википедия

Мир искусства (объединение)

Мир искусства ( 1898 — 1924 ) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890 -х годов. Под тем же названием выходил журнал , издававшийся с 1898 года членами группы.

Мир искусства (журнал)

Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал , выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноименного объединения - « Мир искусства » и писателей-символистов.

Выпуском журнала первоначально занимались княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов , однако с 1902 года эти полномочия перешли к С. П. Дягилеву , который одновременно выполнял обязанности редактора. Увеличение нагрузки привело к тому, что уже с 1903 года журнал стал редактироваться совместно с А. Н. Бенуа . Эта же вакансия предлагалась и А. П. Чехову , но тот ответил отказом: «В журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо и должна чувствоваться одна воля. Это и было до сих пор в «Мире искусства», и это было хорошо. И надо бы держаться этого».

Редакция журнала располагалась в доме Дягилева ( Литейный проспект , 45; а с 1900 — набережная реки Фонтанки , 11).

Первый номер был сдвоенный и вышел 9 ноября 1898 года. Потом журнал выходил один раз в две недели (до 1901 ), а с 1901 — раз в месяц.

Инициаторами журнала были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев .

"Мир искусства" первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.

Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству.

В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин , К. А. Сомов , В. М. Васнецов и А. М. Васнецов , В. Д. Поленов , В. А. Серов , М. В. Нестеров , И. И. Левитан , К. А. Коровин , Л. С. Бакст , Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика « модерна ».

Большое количество материалов было посвящено вопросам самостоятельной русской художественной промышленности — в том числе декоративно-прикладному искусству; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства XVIII — начала XIX веков.

Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (статьи и заметки А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря , С. П. Дягилева, В. В. Кандинского , отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики).

Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.

Литературный отдел в «Мире искусства» появился не с самого основания журнала, а лишь с 1900 г., при этом он был лишен беллетристики и состоял только из статей и рецензии. Во главе его стоял Д. В. Философов . Среди главных сотрудников отдела были Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, Н. Минский , Ф. Сологуб , К. Бальмонт, с середины 1901 г. — В. Брюсов, с 1902 г. — Андрей Белый.

В журнале публиковались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского (например, его обширное исследование « Л. Толстой и Достоевский »), З. Н. Гиппиус , Н. М. Минского , Л. Шестова , В. В. Розанова , К. Д. Бальмонта , С. В. Лурье , литературно-критические статьи В. Я. Брюсова , Андрея Белого , А. П. Нурока . Еще до формальной организации отдела дважды в «Мире искусства» выступил Вл. Соловьёв . Наиболее принципиальны были такие публикации в журнале как «Л. Толстой и Достоевский» Д. Мережковского (печатались на протяжении 1900-1901), «Философия трагедии» Л. Шестова (1902), «Философские разговоры» Н. Минского (печатались в 1901-1903), а также значительное количество статей В.В. Розанова. Примечательны были также обсуждение статьи С. А. Андреевского «Вырождение рифмы» (1901, № 5), статья В. Брюсова «Ненужная правда: По поводу Московского Художественного театра» (1902, № 4), а также статьи Андрея Белого «Певица» (1902, № 11), «Формы искусства» (1902, № 12) и « Символизм как миропонимание » (1904, № 5). Именно в «Мире искусства» были сформулированы многие основополагающие для символизма вопросы и сделаны первые попытки дать ответы на них.

Литературная часть журнала, тяготевшего к русскому символизму, в конце концов пришла к идейному конфликту с его художественной частью, проповедовавшей «новую эстетику», впоследствии названную « модерном ». В результате бурной и открытой дискуссии литературная группа Философова-Мережковского покинула издание, впоследствии основав свой « Новый путь ».

Способность «Мира искусства» смотреть не только вперед, но и назад, за пределы недавнего прошлого, вплоть до далекой древности, — явилась следствием как мировоззренческих различий его участников, так и специфики их индивидуальных вкусов и интересов.

Во внутреннем ядре журнала и движения «Мир искусства» наблюдался раскол на «консерваторов» и «радикалов». К числу «консерваторов» принадлежали А. Бенуа, Е. Лансере, Д. Мережковский, иногда В. Серов, а к «радикалам» — А. Нурок, В. Нувель , Л. Бакст, З. Гиппиус и тот же Серов. Уравновешивающую роль играли Дягилев и Философов. Очень часто разногласия выносились на страницы журнала. Вообще это в высшей степени эклектическое издание представляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов. Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот и в литературных, и в художественных вкусах.

«Мир искусства» не только открыл читателю глаза на классическую красоту Петербурга и окружающих его дворцов, но и романтическое изящество, характерное для эпох царствования Павла и Александра I , и на до него мало кем оцененную красоту средневековой архитектуры и русской иконописи . В журнале сложился особый лирический тип исторического пейзажа, окрашенного то элегией . Публикации «Мира искусства» заставляли задуматься о современном значении древних цивилизаций и верований, о необходимости серьезно переоценить собственное литературное наследие.

Александру Бенуа летом 1900 года была предложена должность секретаря Императорского общества поощрения художеств и редактора журнала, выпускаемого этим обществом. Он превратил новый журнал, которому дал название «Художественные сокровища России», в своего рода дополнение к «Миру искусства». Здесь публиковались репродукции и фотографии памятников национального культурного наследия, сопровождаемые фактографическими аннотациями.

Нараставшее напряжение во взаимоотношениях среди сотрудников «Мира искусства» привело к выделению группы Мережковских в отдельный журнал «Новый путь» , а в 1904 г. появился журнал Весы , а финансовые проблемы не позволили продолжать «Мир искусства». К тому же собственно художественные вопросы, ради которых первоначально учреждался журнал, были уже сформулированы, «поэтому дальнейшее явилось бы только повторением, каким-то топтанием на месте».

Мир искусства

Мир искусства:

  • Мир искусства — множество людей, занимающихся художественным творчеством или созданием, потреблением, хранением, распространением, критикой произведений искусства.
  • Мир искусства — художественное объединение в России в конце 1890-х годов.
  • Мир искусства — художественный журнал, выходивший в Петербурге в 1898—1904 годах.
  • Мир искусства — некоммерческий благотворительный фонд, основан Владиславом Тетериным в 1997 году как музыкально-социальный проект.
Мир искусства (социология)

Мир искусства — это совокупное множество всех людей , постоянно или сиюминутно занимающихся художественным творчеством или созданием, потреблением, хранением, распространением, критикой произведений искусства . Ховард Беккер описывает его как «сообщество людей, чья совместная деятельность, организующаяся через совокупность их представлений об общепринятых приемах творчества, дает в результате такие произведения искусства, какие приняты в мире искусства» (Беккер, 1982). Сара Торнтон дает такое определение: «Широкая сеть частично перекрывающихся между собой субкультур, объединенных верой в искусство. Такие субкультуры рассредоточены по всему миру, но в культурных центрах, таких как Лондон, Лос Анджелес или Париж, их концентрация особенно высока.» (Торнтон, 2008)

Термин мир искусства также употребляется для обозначения явлений и взаимодействий, происходящих между людьми, имеющими отношение к искусству.