Википедия
Мармарай ( от Marmara- Мраморное море и ray- рельс ) — проект по развитию железнодорожной сети Стамбула , включающий в себя строительство соединяющего европейскую и азиатскую части города подводного железнодорожного тоннеля под проливом Босфор , модернизацию существующих пригородных железнодорожных линий вдоль Мраморного моря от до . Самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности залива. Предполагалось, что по завершении строительства туннель под Босфором будет самым глубоким подводным погружным тоннелем. По общей глубине залегания Мармарай является вторым в мире после японского тоннеля Сэйкан .
Название Мармарай происходит от объединения турецкого слова «Marmara» ( Мраморное море , которое расположено к югу от тоннеля) и слова «ray», что означает рельс .
Строительство тоннеля началось в 2004 году и обошлось в 3,5 млрд долларов. С учётом подъездных путей, соединения с сетью существующих автодорог и инфраструктуры стоимость проекта составила 5 млрд долларов.
Движение поездов через тоннель протяжённостью 13,6 км (включая 1,4 км непосредственно под водой) началось 29 октября 2013 года .