Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Лессинг Готхольд Эфраим

Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22.

  1. 1729, Каменц, Саксония, ≈ 15.

  2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746≈48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760≈65 секретарь губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767≈68). Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога. Основной пафос деятельности Л. ≈ борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, Л. в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм» (1767), в которой просвещённая мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками. В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяет и публицистическую деятельность Л. (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751≈55; издание «Театральной библиотеки», 1754≈1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэма «Натан Мудрый» (1779). Важнейшая заслуга Л. ≈ обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром Л. отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм («Гамбургская драматургия», 1767≈69). В философии Л. явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии. Н. Г. Чернышевский посвятил Л. спец. монографию (1857). Высокую оценку деятельности Л. дали К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Меринг. В 1888≈1943 в Берлине существовал «Лессинг-театр».

    Соч.: Sämtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1≈23, Stuttg., 1886≈1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень литературы о Лессинге с 1749 по 1919); Gesammelte Werke, Bd 1≈10, В., 1954≈58; в рус. пер. ≈ Собр. соч., т. 1≈10, СПБ. 1904; Драмы, М. ≈ Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. ≈ Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.

    Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Гриб В. P., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Фридлендер Г., Лессинг, М., 1957; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М. ≈ Л., 1934; RiIIa Р., Lessing und sein Zeitalter, B., 1960; Seidel S., G. E. Lessing, 1729 ≈ 1781. Eine Einführung in sein Leben und Werk, B., 1963; Ritzel W., G. E. Lessing, Stuttg. ≈ [u. a.], 1966; Guthke K. S., Der Stand der Lessing-Forschung. Ein Bericht uber die Literatur von 1932≈1962, Stuttg., 1965.

    Г. М. Фридлендер.