Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

левитан в словаре кроссвордиста

левитан

Энциклопедический словарь, 1998 г.

левитан

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895; "Озеро. Русь", 1900) или скорбная одухотворенность образа ("Над вечным покоем", 1893-94), обретающая в картине "Владимирка" (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

левитан

ЛЕВИТАН Исаак Ильич [18 (30) августа 1860, Кибарты, ныне Кибартай (Литва) - 22 июля (4 августа) 1900, Москва] российский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов. В очерке Левитана "По поводу смерти А. К. Саврасова" (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу "как к красивому сочетанию линий и предметов" - с целью изображать "уже не исключительно красивые места", но "те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу". "Пейзаж настроения" Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистскоромантического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский "пейзаж настроения", при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его собственная личность - чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской. Россия Левитана Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом ("Осенний день. Сокольники", 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в "Березовой роще" (1885-89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения "волжского периода" ("Вечер на Волге", 1888; "Вечер. Золотой Плес", 1889; "После дождя. Плес", 1889; а также тематически примыкающая к ним картина "Свежий ветер. Волга", 1891-95; все - Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам - напр., картине "У омута" (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина "Русалка", - особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы "церковного пейзажа", где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893-94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине "Владимирка" (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки. Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах "Март" (1895, там же) или "Весна - большая вода" (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине "Золотая осень" (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им - лишь с помощью колорита, без всяких фантазий - подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера ("Летний вечер", 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему "стогов сена в лунную ночь", пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Русь", 1900, Русский музей) является - наперекор смертельной болезни - едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи. Левитан и Чехов Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской "Попрыгунье" (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), "Чайке" (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитанаохотника). Художник пишет другу о его пьесе "Чайка" (в 1899): "От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее", - и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы. Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

левитан

ЛЕВИТАН Юрий Борисович (1914-1983) российский диктор Всесоюзного радио (с 1931), народный артист СССР (1980). Читал важнейшие официальные сообщения, в т.ч. в 1941-45. В творчестве Левитана органично соединились гражданская, публицистическая и актерская выразительность.

Большая Советская Энциклопедия

Википедия

Левитан

Левита́н — еврейская фамилия

  • Левитан, Авель Ильич (1859—1933) — русский художник, старший брат Исаака Левитана .
  • Левитан, Александр Матвеевич (1913—1980) — советский архитектор и театральный художник.
  • Левитан, Аркадий Юлианович (1911—2006) — советский режиссёр и оператор-кинодокументалист.
  • Левитан, Борис Моисеевич (1914—2004) — советский математик, основные труды посвящены функциональному анализу и математической физике.
  • Левитан, Владимир Самойлович (1918—2000) — лётчик-ас, гвардии капитан, Герой Советского Союза.
  • Левитан, Дэвид (род. 1972) - американский писатель.
  • Левитан, Джерри (род. 1954) — канадский актёр и режиссёр.
  • Левитан, Евгений Александрович (род. 1943) — пианист, музыкальный педагог, Заслуженный деятель искусств РФ (1997)
  • Левитан, Ефим Иосифович (1915—2007) — советский архитектор, Заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Сталинской премии второй степени (1951), один из основных архитекторов восстановления Сталинграда.
  • Левитан, Ефрем Павлович (1934—2012) — педагог, популяризатор астрономии, Академик РАЕН (1998)
  • Левитан, Исаак Ильич (1860—1900) — русский художник.
  • Левитан, Юрий Борисович (1914—1983) — советский артист, диктор Всесоюзного радио (с 1931 г.).

Примеры употребления слова левитан в литературе.

Левитан понял, что для Боброва наступили дни запоя, который повторялся три-четыре раза в год, и богомаз сегодня угощал.

Левитан бывал в подмосковном Абрамцеве, где был написан пятьдесят лет тому назад этот труд, теперь многому научивший художника -- начинающего охотника.

А, -- сказал Левитан небрежно, -- так это же старое, знакомое нам: Вон вдали соломой крытые избушки, И бегут над ними тучи вперегонку Из родного края в дальнюю сторонку, Белые березы, жидкие осины, Пашни да овраги, -- грустные картины.

Левитан и Кувшинникова присели у деревянного придорожного голубца с выцветшей иконкой.

Левитан потрогал старое дерево, осторожно постучал по нему, и внутри голубца зашуршала, осыпаясь, гнилая труха.

Левитан сидел, привалясь спиной к голубцу, и задумчиво следил за медленно удаляющимися богомолками.

У Левитана был дагерротип Саврасова, подаренный ему в одно из посещений квартиры пейзажиста.

Одни мнут перины прошлого, левитанов перемалевывают, другие вовсе от пейзажа бегут, мол, фотографией заштамповано и не искусство даже в наш углубленно-атомный век, словом, все гладко, уныло, плоско, как сказал бы дорогой Николай Васильевич.

Левитан вынул из ведерка с кистями одну колонковую кисточку и пожаловался: -- Сегодня еще могу держать инструменты мои, а часто они валятся из рук.

Левитан не мог не понять, что в школу пришел достойный руководитель пейзажной мастерской, понятный и близкий ему своим творчеством, сильный и своеобразный колорист, каким не был Саврасов.

Левитан пробыл в Школе живописи, ваяния и зодчества семь лет, получил установленные школьными правилами серебряные медали за рисунок и этюд, окончил успешно натурный класс.

Иона Александрович дорожил этой литографией больше, чем любой из своих картин, а у него были этюды Коровина, Левитана, рисунки Григорьева, полотна Осмеркина, Фешина, Фалька и большая картина, изображавшая монастырский двор в день церковного праздника, которая приписывалась Мясоедову.

Только из-за Поленова Левитан откладывал свой окончательный разрыв со школой.

Когда нужда снова привела Исаака Ильича в знакомый переулок на Арбате, Ревуцкий сначала не узнал Левитана, потом попросил прийти завтра, на следующий день повторилось то же, и только пятый скромный визит удовлетворил прощелыгу.

Под глубоким секретом из Москвы был вызван опытный невропатолог Григорий Иванович Россолимо -- образованнейший человек, близ-кий друг Чехова, Станиславского и Левитана.

Источник: библиотека Максима Мошкова