коммос в словаре кроссвордиста
Википедия
Ко́ммос в древнегреческой трагедии — скорбный плач , который исполнялся хором и актёрами-певцами совместно.
Определяя части трагедии в «Поэтике», Аристотель выделяет три жанра хоровой песни — парод , стасим . Позднейшие греческие словари и справочники ( Суда , «Ономастикон» Поллукса , словарь «Etymologicum magnum», Псевдо-Пселл ) с вариантами воспроизводят классические определения Аристотеля.
Коммос мог исполняться не только всей группой участников трагедии tutti, но и респонсорно . Пример такого коммоса даёт трагедия «Персы» Эсхила ; с точки зрения стиха этот коммос построен как семь строф с антистрофами и эпод в конце. На патетические реплики солиста и короткими «эхо»-фразами. В литературном переводе Вяч. Иванова :
Ксеркс: Моим стенаньям стоном вторь!
Хор: Увы! Увы!
Ксеркс: С рыданием вернись домой!
Хор: Увы! Увы! Персия растоптана!
Ксеркс: Стал плач по стогнам града!
Хор: Стал плач... И стоны.
Ксеркс: Изнеженные, плачьте!
Коммос в трагедии выполнял функцию драматургической кульминации и одновременно финального обобщения. Как и вся другая древнегреческая музыка, он был монодическим . Поскольку полных нотных образцов коммосов не сохранилось, говорить о более частных композиционно-технических их особенностях (например, о музыкальной ритмике и её соотношении с метром стихотворным, о мелосе , гармонии и т.д.) затруднительно.