Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. или мн. кадры франц. офицеры, унтера и фланговые рядовые, составляющие основу полка либо иной части войска, ядро, которое, в случае надобности, пополняется рекрутами. Кадровый, к кадрам относящ., прнадлежщ..
Кадра собират. твер. бранное шваль, шушваль, дрянь народ (падера, падра? или катра, каторжный?).
Примеры употребления слова кадра в литературе.
Допустим, все это так, но для того чтобы осмыслить сущность этого кадра, зрителю нужно времени больше, чем отпускает на это режиссер.
Мальчик стоит на пригорке, птица слетает к нему, и вот уже салюты победы, и труп Гитлера возле волчьего логова -- надо ли удивляться, что пространство кадра расширяется до космического угла зрения картин Брейгеля?
Таким образом, еще до того, как мы определим понятие кадра, мы можем выделить самое существенное: воспроизводя зримый и подвижный образ жизни, кинематограф расчленяет его на отрезки.
Для зрителя это - чередование кусков изображения, которые, несмотря на отдельные изменения внутри кадра, воспринимаются как единые.
Границу кадра часто определяют как линию склейки режиссером одного сфотографированного эпизода с другим.
Вернее сказать, что развитие монтажа прояснило понятие кадра, сделало явным то, что скрыто присутствовало в художественной ленте любого типа.
Каждое из этих определений раскроет некоторый аспект понятия кадра, но не исчерпает его.
Раскрывая функции кадра, мы получим и наиболее полное его определение.
Значения имеют и единицы более мелкие - детали кадра, и более крупные - последовательности кадров.
Это раскрывает нам значение границ кадра как особой конструктивной категории художественного пространства в кино.
Именно эта выделенность кадра, поддерживаемая всей структурой киноязыка, порождает встречное движение, стремление к преодолению самостоятельности кадра, включению его в более сложные смысловые единства или раздроблению на значимые элементы низших уровней.
Так киноязык устанавливает понятие кадра и одновременно борется с этим понятием, порождая новые возможности художественной выразительности.
Именно в этом смысле Эйзенштейн го-ворил о композиции кадра как о монтаже.
Поэтому, хотя монтаж по своей природе предполагает дискретность, при де-монстрации ленты с имманентным переходом кадра в кадр для зрителя дискретность скрадывается так же, как в живой речи скрадываются границы между струк-турными единицами.
Важно одно: при соединении различных кадров некоторый дифференцирующий элемент повторяется, а при транс-формации кадра он становится основой для различе-ния.
Источник: библиотека Максима Мошкова