Энциклопедический словарь, 1998 г.
см. Транспорт.
Большой юридический словарь
в РФ один из видов транспорта общего пользования; находится в ведении РФ, представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которым осуществляет Министерство путей сообщения РФ.
Большая Советская Энциклопедия
«Железнодорожный транспорт», ежемесячный технико-экономический журнал, орган министерства путей сообщения СССР. Издаётся в Москве с 1919. В 1919 назывался «Железнодорожная техника и экономика», в 1920≈24 ≈ «Техника и экономика путей сообщения», в 1924≈25 ≈ «Хозяйство и транспорт», в 1926≈30 ≈ «Транспорт и хозяйство», в 1930≈40 ≈ «Социалистический транспорт», с 1941 ≈ «Железнодорожный транспорт». Рассчитан на инженерно-технических работников и новаторов производства, публикует материалы о развитии железных дорог и совершенствовании организации эксплуатационных работ. Тираж (1972) 18 тыс. экземпляров.
«Железнодорожный транспорт», ежемесячный технико-экономический журнал, орган министерства путей сообщения СССР. Издаётся в Москве с 1919. В 1919 назывался «Железнодорожная техника и экономика», в 1920≈24 ≈ «Техника и экономика путей сообщения», в 1924≈25 ≈ «Хозяйство и транспорт», в 1926≈30 ≈ «Транспорт и хозяйство», в 1930≈40 ≈ «Социалистический транспорт», с 1941 ≈ «Железнодорожный транспорт». Рассчитан на инженерно-технических работников и новаторов производства, публикует материалы о развитии железных дорог и совершенствовании организации эксплуатационных работ. Тираж (1972) 18 тыс. экземпляров.
Википедия
Железнодорожный транспорт:
- Железнодорожный транспорт — вид транспорта .
- Железнодорожный транспорт — энциклопедия, выпущенная издательством Большая Российская энциклопедия .
- «Железнодорожный транспорт» — ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал .
Железнодоро́жный тра́нспорт — вид наземного транспорта , перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. В отличие от автомобильного транспорта , где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями , по которым он идёт. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт , по которому движется подвижной состав , обычно оснащённый металлическими колёсами . Однако возможно и другое устройство путей, например, безбалластный путь, где пути прикреплены к цементной основе.
Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями , а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в более длинные поезда . Движущей силой в поездах являются локомотивы , использующие электричество или производящие собственную мощность, обычно дизельными двигателями . Железнодорожный транспорт является безопасным видом транспорта по сравнению с другими его видами. Железнодорожный транспорт способен справляться с большими объёмами пассажиро- и грузопотоков и является энергоэффективным , однако обычно менее гибкий и более капиталоёмкий , чем автомобильный транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.
Старейшие железные дороги, где человек сам тянул груз, относятся к VI веку до н. э , а Периандр , один из семи мудрецов , считается её изобретателем. Железные дороги расцвели после изобретения в Великобритании паровой машины , ставшей важным источником энергии в XVIII и XIX веках . Паровые двигатели позволили строить железные дороги на большие расстояния, что, в свою очередь, стало одним из важнейших компонентов индустриальной революции . Железные дороги снизили стоимость доставки, а также потери товаров по сравнению с водным транспортом , где корабли часто тонули. Перемещение грузов с каналов , которые использовались в Европе до появления железных дорог, создало «общегосударственный рынок», где цены на товары почти не отличались в разных городах.
В 1880-х появились поезда, работающие на электричестве , а также появились первые трамваи и метрополитены . Начиная с 1940-х не электрифицированные железные дороги большинства стран стали заменять паровые локомотивы на дизель -электрические, практически завершив этот процесс к 2000 году . В 1960-х электрифицированные высокоскоростные железные дороги появились в Японии и некоторых других странах. Некоторые другие системы наземного направляемого транспорта, такие, как монорельс и маглев , не имеют столь широкого применения.