Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Еврейская литература

литература на древнееврейском языке ( иврит ) и на языке идиш . Е. л. на иврите создавалась в разных странах. Современная Е. л. на идише существует в СССР, Румынии, США, Израиле, Франции, Канаде, Бразилии, Аргентине и др. Е. л. на иврите развивается главным образом в Израиле (см. Израиль , раздел Литература). Основным памятником древнееврейской литературы является Библия ; отдельные её части (Пятикнижие, Пророки, Писания) создавались начиная с 12 в. до н. э. вплоть до 2 в. н. э., когда был отредактирован канонический текст Ветхого завета. Библейская мифология явилась источником для многих произведений мировой литературы, театра, музыки, живописи и скульптуры. Одним из первых памятников средневековой Е. л. следует считать Талмуд (завершен в 5 в.), содержащий толкование Библии, записи правовых и религиозных норм, сведения из областей различных наук, а также легенды, предания, притчи (т. н. агада). Первый выдающийся памятник еврейской гностики «Книга творения» появился, как полагают, в 8 в. Особое развитие получила Е. л. средневековья в арабской Испании. В городах Кордовского халифата развитие Е. л. поощрялось визирем Хасдаем ибн Шапрутом (около 915≈990). В Гранаде протекала деятельность поэта Самуила Ха-Нагида (993≈1056); в 10≈12 вв. здесь творили поэты Соломон ибн Габироль (Авицеброн, 1021≈55), Моисей ибн Эзра (1055≈1139) и Иегуда Галеви (1075≈114

  1. . В Италии был широко известен поэт Иммануил Римский (около 1268≈1330). В их произведениях уже звучали мотивы раннего Возрождения. С 13 в. появляются богословско-философские сочинения на древнееврейском языке: «Милхамот Адонай» Герсонида (1288≈1344), «Догматы» Иосифа Альбо (15 в.) и др. После изгнания евреев из Испании, в 16≈17 вв. наступает длительный период упадка Е. л.

    Е. л. на идише возникла в Германии в 13 в. и в 14≈15 вв. отражала жизнь еврейских масс в период немецкого феодализма и начала Возрождения. Народные певцы сочиняли сатирические произведения, обличающие общинных заправил. В этот период созданы поэмы «Книга Самуила», «Сказание об Эсфири», «Книга Царства». В Италии Илия Бохер (Левита, 1467≈1549) написал романы «Бова-королевич» (1507) и «Парис и Вьена» (около 1509≈13) ≈ литературные обработки итальянских оригиналов. С конца 16 в. возникает Е. л. на идише в Польше, с конца 18 ≈ начала 19 вв. ≈ в России.

    Важным фактором развития новой Е. л. на иврите и идише явилось просветительское движение Гаскала, начало которому было положено в Германии философом-деистом Моисеем Мендельсоном (1729≈86). Впоследствии Гаскала оказала влияние на развитие Е. л. в др. странах ≈ главным образом славянских (Польша, Россия). Основными лозунгами Гаскалы были обновление еврейской жизни, приобщение к местному языку, к европейской культуре, нормализация быта и воспитания. Литераторы, писавшие на иврите, группировались вокруг сборника «Га-Меасеф» (издавался с 1784 по 1811).

    В Галиции литература этого движения выдвинула в 1-й четверти 19 в. Иосифа Перла ≈ автора остро сатирической пародии «Раскрыватель тайн» (1819), направленной против мистического движения в иудаизме ≈ хасидизма. Литература Гаскалы в России вначале отмечена влиянием нем. литературы сентиментализма (лирика А. Б. Лебензона, 1794≈1878), позднее романтизма (исторические романы А. Мапу, 1807≈67), затем она приобретает более массовый, демократический характер. Видным идеологом этого движения в России 19 в. был И. Б. Левинзон (1788≈1860). Под знаком Гаскалы развернулось творчество многих писателей, писавших на идише, например И. Аксенфельда (1787≈1866); в его романе «Головной убор» (опубликован 1861) отражены события Отечественной войны 1812 и отзвуки её в еврейской среде. Ш. Этингер (1801≈56) ≈ автор просветительской драмы «Серкеле» и книги басен, оказавших влияние на развитие Е. л. В середине 19 в. в литературу вошли А. М. Дик (1814≈93), А. Б. Готлобер (1811≈99). Поэты-песенники Вольф Эрнкранц (1823≈83) и Берл Бродер (1815≈68) выражали в своих произведениях протест против социальной несправедливости. В 50≈60-х гг. 19 в. под воздействием передовой русской литературы Е. л. в России прониклась идеями демократизма, борьбы с религиозным обскурантизмом, авторитарно - догматическим, «средневековым» строем мышления. Появляются романы и статьи Переца Смоленскина (1840≈85), публицистика М. Л. Лилиенблюма (1843≈1910), поэмы на исторические темы И. Л. Гордона (1830≈9

  2. . Крупнейшим поэтом 20 в., писавшим на древнееврейском языке, был в России Х. Н. Бялик (1873≈1934), который создавал произведения также на идише. К концу 19 ≈ началу 20 вв. относится деятельность С. Черниховского (1873≈194

  3. , З. Шнеура (1887≈1959), Д. Фришмана (1865≈1922), И. Равницкого (1859≈194

  4. и др.

    Литература 60≈70-х гг. развивалась под влиянием идей русской революционной демократии. Основоположником классической литературы на идише, одним из создателей еврейского литературного языка был Менделе Мойхер-Сфорим (Ш. Я. Абрамович, 1836≈1917), в своих повестях и романах давший сатирическую картину уродливых явлений социальной жизни, национального гнёта. Сатирик И. И. Липецкий (1839≈191

  5. ≈ автор повести «Польский мальчик» (1867≈68) и др. произведений, в которых звучит протест против хасидизма, клерикализма. А. Гольдфаден (1840≈1908) был основателем еврейского народного театра, автором пьес и стихов, проникнутых идеями демократизма и гуманизма.

    В 80≈90-е гг. 19 ≈ начало 20 вв. в условиях обострения классовой борьбы одни литераторы отражали социалистическую и демократическую идеологию трудящихся, другие ≈ националистическую и сионистскую идеологию буржуазии. Творчество Шолом-Алейхема (Ш. Н. Рабинович, 1859≈191

  6. занимает центральное место в Е. л. конца 19 ≈ начала 20 вв. В его классических реалистических произведениях дана всесторонняя, правдивая картина жизни еврейских народных масс. Творчество другого классика Е. л. И. Л. Переца (1851≈1915) отличается глубиной идейно-философского содержания, разнообразием жанров, новаторством стиля. В начале 20 в. выступил Шолом Аш (1880≈195

  7. ≈ автор повестей, романов и пьес, в которых раскрыта психология обездоленного человека и вместе с тем выражены буржуазно-националистические идеи. Критика в этот период представлена именами Баалмахшовота (И. Эльяшен, 1873≈1924), Ш. Нигера (Ш. Чарный, 1883≈1954).

    В годы русской Революции 1905≈07 выдвинулись писатели И. Вайсенберг (1881≈1934) и Б. Шафир (1876≈1922), воспевавшие героизм и борьбу рабочего класса. Жизнь и быт рабочих описывали Липман-Левин (1877≈1946), Ю. Иоффе (1882≈1942). В период реакции декадентские и националистические тенденции проявились в поэзии Д. Эйнгорна (р. 1886), З. Сегаловича (1884≈194

  8. , Л. Найдуса (1890≈1918), в символистских драмах А. Вайтера (1878≈191

  9. . Творчество Д. Бергельсона (1884≈1952), Дер Нистера (1884≈1950), О. Шварцмана (1889≈1919) отразило новый подъём общественного движения.

    Зачинателями советской Е. л. в поэзии явились О. Шварцман, Д. Гофштейн (1889≈1952), Л. Квитко (1890≈1952), П. Маркиш (1895≈1952), приветствовавшие Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В первые годы Советской власти выступили поэты А. Кушниров (1892≈1949), С. Галкин (1897≈1960), Э. Фининберг (1899≈1946), И. Фефер (1900≈52), И. Харик (1898≈1937), М. Кульбак (1896≈1940), а также З. Аксельрод (1904≈41), М. Хащеватский (1897≈1941), С. Росин (1890≈1943), Х. Левина (1900≈69) и др. Они воспевали борьбу народа за новый мир.

    Тема Гражданской войны 1918≈20 воплощена в сборниках новелл и в романе «Мера строгости» (1929) Д. Бергельсона. Его роман «На Днепре» (1932≈40) ≈ историческая эпопея о подготовке Революции 1905≈07, о жизни еврейского народа в России. В 20-е гг. в литературу вошли прозаики Н. Г. Лурье (1885≈1960), М. Даниель (1900≈40), Ш. Годинер (1892≈1941), И. Кипнис (р. 1894), А. Каган (1900≈65), И. Рабин (р. 1900), Г. Орланд (1898≈1946), М. Альбертон (1900≈47), Ф. Сито (1909≈45) и др. В 20≈30-е гг. выдвинулись поэты М. Тейф (1904≈66), Я. Зельдин (1902≈41), Х. Вайнерман (р. 1902), Э. Казакевич (1913≈62), Б. Олевский (1909≈41), И. Котляр (1908≈62), М. Гарцман (1908≈43), А. Гонтарь (р. 1908), Г. Диамант (1911≈41), А. Губерман (р. 1906), И. Бухбиндер (р. 1908), М. Талалаевский (р. 1908), М. Штурман (р. 1908). В их произведениях создана картина жизни советских людей, отражены успехи и трудности советского общества этих лет, индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства, культурная революция.

    В 30-е гг. в Е. л. вошли: Г. Полянкер (р. 1908), Н. Забара (р. 1908), С. Гордон (р. 1909), Ш. Ройтман (р. 1913), А. Вергелис (р. 1918), М. Грубиан (р. 1909), О. Дриз (1908≈71), Х. Мальтийский (р. 1

  10. , Г. Добин (р. 1905), И. Фаликман (р. 19

  11. , Э. Каган (р. 1908), Т. Ген (р. 19

  12. , Б. Миллер (р. 19

  13. и др. Героическая поэма стала ведущим жанром еврейской советской поэзии. Тема деревни, почти не имевшая места в дореволюционной Е. л., отражена в творчестве И. Гордона (р. 1907), Ноте Лурье (р. 1906), Вайнермана. Детская литература представлена стихами Квитко, Дриза и др. Как драматурги проявили себя Бергельсон, Маркиш, Галкин и др. Советская Е. л. преодолела национальную ограниченность дореволюционного времени, прониклась идеями революции, социализма и интернационализма, борьбы за новый мир.

    После освобождения западных областей Украины и Белоруссии, установления Советской власти в Литве, Латвии, Эстонии, Бессарабии советская Е. л. пополнилась новыми именами: Я. Штернберга (р. 1890), М. Альтмана (р. 1890), М. Сакциера (р. 1907) и др. В 40-е гг. выступили И. Борухович (И. Борисов, р.1923), Ш. Горшман (р.1906), А. Губницкий (р. 1912), М. Лев (р. 1915). В годы Великой Отечественной войны 1941≈45 Е. л. отразила патриотический подъём советского народа в борьбе с немецким фашизмом. Около 40 еврейских писателей погибли на фронтах войны.

    К числу значительных произведений Е. л. 60-х гг. принадлежат повести, рассказы и пьесы Альтмана, романы: И. Шехтмана (р. 1908) «Накануне» (книги 1≈4, 1962≈71) из жизни еврейского народа в начала 20 в., Добина «Сила жизни» (1969), Ноте Лурье «Земля и небо» (1962≈63), Фаликмана «Чёрный ветер» (1966≈68) о Великой Отечественной войне; Рабина «У Немана» (1969) о революционном движении накануне Октябрьской революции, Гордона «Три брата» (1939≈1970) о классовой борьбе в еврейской деревне до революции и в период Гражданской войны; Гена «В наши дни» (1967≈70); романы, повести и рассказы Полянкера, Забары, Горшман, Лева и др. Опубликованы романы Маркиша «Поступь поколений» (издано посмертно, 1966), Дер Нистера «1905 год» (опубликован 1964), повесть Н. Г. Лурье «Лесная тишина» (1957, на рус. языке).

    С первых лет существования советской Е. л. активно работали в области литературной критики и литературоведения М. Литваков (1880≈1939), И. Добрушин (1883≈1953), А. Гурштейн (1895≈1941), И. Нусинов (1889≈1951), Г. Ременик (р. 1905), Р. Рубина (р. 1906), И. Серебряный (р. 1900) и др.

    Произведения еврейских писателей печатаются на идише, издаются на языках народов СССР. С 1961 выходит журнал «Советиш геймланд» («Советская родина») на еврейском языке (идиш).

    Г. А. Ременик.

    Современная Е. л. за рубежом. В конце 19 в., в связи с ростом в США еврейского населения, эмигрировавшего главным образом из Восточной Европы, начинает развиваться Е. л. в Америке. В творчестве пролетарских поэтов М. Винчевского (1856≈1932), Д. Эдельштадта (1866≈92), М. Розенфельда (1862≈1923) и др. громко звучал протест против эксплуатации и нищеты. Прозаики Л. Кобрин (1872≈1925), З. Либин (1872≈1955), приехавшие из России Д. Пинский (1872≈1959), Шолом Аш, драматург и реформатор еврейского театра США Я. Гордин (1853≈1909), поэты А. Лесин (псевдоним А. Вальта, 1872≈1938), Егойош (псевдоним Блюмгартена, 1870≈1927) описывали жизнь народных масс в условиях капиталистической действительности. Наряду с революционными и демократическими тенденциями, в Е. л. США развивались идеи буржуазного национализма, сионизма. В 1912 сложилась группа «Молодые», издававшая сборники «Кетубим» (с 1912 по 1926 вышло 8 тт.); вслед за европейским символистами и футуристами «молодые» отказались от традиций классической Е. л. Под влиянием Октябрьской революции в России наиболее видные участники группы (поэты Г. Лейвик, М. Л. Гальперн, прозаики И. Опатошу, М. Надир, А. Рабой) писали о событиях русской революции, позже ≈ о борьбе народов против фашизма, расизма, антисемитизма. Заметную роль в развитии Е. л. сыграл П. Гиршбейн, автор романа-трилогии «Вавилон» о жизни евреев в Нью-Йорке.

    В 20-х гг. вокруг коммунистической газеты «Фрайхайт» (ныне ≈ «Морген-Фрайхайт»), созданной Винчевским и критиком М. Ольгиным (1878≈1939), объединились прогрессивные писатели, критики и публицисты. Под влиянием Коммунистической партии в 1929 организован Союз еврейских пролетарских писателей «Пролетпен» (С. Фел-Елин, Бер-Грин, Ш. Дейксел, Хавер-Павер и др.). С конца 20-х гг. выходил марксистский журнал «Дер Гамер» и др. журналы. Новая литература призывала к борьбе против эксплуатации, безработицы, нищеты, за социальную справедливость. Прогрессивная Е. л. в США объединена вокруг «Союза еврейской культуры» («Икуф»); его органы ≈ журнал «Идише культур» и альманах «Замлунген». Передовые еврейские писатели США проявляют большой интерес к жизни еврейских трудящихся в СССР, к еврейской советской литературе. Еврейские буржуазные писатели США создали группу «инзихистов» («интроспективистов»), в которую вошли А. Лейслес-Гланц, Я. Глатштейн и др., проповедовавшие уход от социальных вопросов. Реакционные литераторы (Башевис-Зингер, Сербах и др.), исповедующие идеологию сионизма , занимают враждебные позиции по отношению к Советскому Союзу и др. социалистическим странам.

    Значительный подъём пережила Е. л. в Польше в период между двумя мировыми войнами. В 20-е гг. группа поэтов и прозаиков выступала с позиций отрицания капитализма, старого мира. В поэзии преобладал анархический бунт, в прозе ≈ натурализм, крупнейшим представителем которого был О. Варшавский (1890≈1944) с его романом «Контрабандисты», вскрывавшим социальные язвы Польши 20-х гг. И. Зингер (1893≈1944), автор романов «Братья Ашкенази» и «Йоше Калб», и др. писатели-реалисты рисовали правдивые картины жизни еврейских трудящихся. Значительно творчество мастера новеллы Э. Кагановского (1893≈1958). Реалистические традиции в искусстве развивала под влиянием компартии Польши группа революционныхписателей, объединившихся вокруг журнала «Литерарише трибуне». В годы немецко-фашистской оккупации писатели принимали участие в Движении Сопротивления. И. Кацнельсон, погибший в Освенциме, создал поэму «Песня убитого еврейского народа». В краковском гетто погиб народный поэт, рабочий М. Гебиртиг (1877≈1942), поэзия которого проникнута глубокой ненавистью к фашизму.

    Во Франции прогрессивную Е. л. представляют поэтесса Д. Тейтельбойм, драматург Х. Словес и др.

    Е. л. в Палестине возникла в конце 19 в. как результат иммиграции в тогдашнюю английскую колонию многих писателей, создавших новую литературу на языке иврит. Это ≈ Х. Н. Бялик, М. Смилянский (1874≈1953), Ш. (С.) Черниховский, У. Н. Гнесин (1879≈1913), Х. Хазаза (р. 1897), Я. Фихман (1881≈1948), И. Х. Бреннер (1881≈1921), И. Бурла (1886≈1965), Д. Шимонн (1886≈1956), Я. Коэн (1881≈1960), А. Хамеири (р. 1886), А. Бараш (1889≈1957). Рахель (1890≈1931) и др. Их творчество формировалось под влиянием национальных литератур стран их происхождения (преимущественно Центральной и Восточной Европы), но свои произведения они писали на иврите. Описание быта еврейских общин европейских стран соседствует в их произведениях с изображением трудностей приспособления к новым условиям жизни. Творчество их было проникнуто идеями сионизма. Особое место в Е. л. Палестины занимает творчество выдающегося писателя Ш. Агнона (1888≈1970; Нобелевская премия, 1966), который создавал произведения различных жанров ≈ от сказок и полумистических рассказов (сборник «Страстные дни») до реалистических романов («Выдача замуж») и повестей. Со 2-й половины 20-х гг. в Е. л. Палестины всё большее место занимают темы классовой дифференциации. Реакционной литературе, проникнутой концепциями сионистских ультра (литературная группа «Ханаанеяне» и др.), противостояла прогрессивная литература, представленная творчеством поэта А. Пэна (1906≈72), поэзия которого находилась под сильным влиянием творчества В. В. Маяковского, М. Ави-Шаула (р. 1898) и многих др. писателей, развивавших демократические традиции еврейской и мировой литературы. Социальными проблемами проникнута поэзия А. Шленского (р. 1900), Н. Альтермана (1910≈70) и Леи Гольдберг (1911≈70). С начала 2-й мировой войны 1939≈45 важное место в Е. л. Палестины занимала тема гитлеровских зверств; многие прозаики и поэты писали о подвиге советского народа, спасшего мир от фашистского варварства.

    Лит.: Карпелес Г., История еврейской литературы, т. 1≈2, СПБ, 1890; Розанов В. В., Библейская поэзия, СПБ, 1912; Львов-Рогачевский В., Русско-еврейская литература, М., 1922; Амусин И. Д., Рукописи Мёртвого моря, М.,1961; Литература древнего Востока, М., 1962; Баал-Димьен (Н. Штиф), Гуманизм ин дер элтерср йидишер литератур, К., 1920; Литваков М., Ин умру, в. 1≈2, К., 1918≈26; Эрик М., Ди гешихте фун дер йидишер литератур фун ди элтсте цайтн биз дер гашколе-ткуфе, Варшава, 1928; его же, Этюдн цу дер гешихте фун дер гашколе (1789≈1881), Минск, 1934; Рейзен 3., Лексикон фун дер йидишер литератур пресе ун фнлологие, 2 изд., т. 1≈4, Вильно, 1926≈29; Цинберг И., Ди гешихте фун дер литератур бай йидн, т. 1≈10, Вильно, 1929≈33; Винер М., Цу дер гешихте фун дер йидишер литератур ин XIX йорхундерт, К., 1940; Phina N., Die neue hebräische Literatur, Bern ≈ Münch., 1962.

Википедия

Еврейская литература

Еврейская литература — корпус светской и религиозной литературы, созданной на различных, главным образом еврейских языках , и являющей собой литературное воплощение специфически еврейского жизненного опыта. Еврейская литература исторически создавалась на языках, используемых еврейскими общинами различных стран. В так называемый «еврейский канон» входят произведения, созданные как на специфически еврейских языках ( иврит , идиш ), так и на языках, разделяемых евреями с окружающим населением ( арамейский , американская еврейская литература, русско-еврейская литература, еврейские тексты на арабском языке).