Энциклопедический словарь, 1998 г.
жанр древних народных (русских, украинских, белорусских) песнопений религиозного содержания. По материалу (сюжету) восходят к книжным источникам (Библия, жития святых, легенды, апокрифы). Отражают народное понимание добра и зла, греха и искупления, справедливости, происхождения мира, исторических событий (духовные стихи о Лазаре). Исполнялись странствующими нищими-слепцами. Существуют также духовные стихи письменной традиции (покаянные), распространившиеся с кон. 15 в. и записывавшиеся крюками. Соединили интонации знаменного распева и народных песен. В богослужении не использовались.
Большая Советская Энциклопедия
старинные эпические и лирические народные песни религиозного содержания; одна из форм народного творчества русского, украинского и белорусского народов. По материалу (сюжету) Д. с. восходят к книжным (в основном духовным) истокам (Библия, жития святых, церковные гимны, а также легенды и апокрифы) и одновременно они ≈ произведения народного творчества с присущими ему образами, мотивами, ритмами, речевыми формами. Известны с 15 в. (стих об Адаме). Странствующие нищие-слепцы ≈ калики перехожие ≈ пели Д. с., аккомпанируя себе на каком-либо музыкальном инструменте. С 17 в. Д. с. особенно были распространены среди старообрядцев, а также сектантов. Типичными для 17 в. являются Д. с., восходящие к книжным кантам и псальмам. Наряду с чисто религиозными темами и идеями (стихи «О страшном суде», «Плач души грешной») в Д. с. своеобразно преломились исторические события, народные суждения о добре и справедливости, о происхождении мира и т.д. (в Д. с. о «Голубиной книге», «О Егории Храбром» и др.). У старообрядцев имеется цикл сатирических Д. с.
Лит.: Безсонов П. А., Калики перехожие. Сб. стихов и исследование, т. 1≈2, М., 1861≈63; Веселовский А. Н., Разыскания в области русских духовных стихов, в. 1≈6, СПБ, 1880≈91; Федотов Г. П., Стихи духовные..., Париж, 1935; Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1941.