Википедия
Доксоло́гия — в христианской терминологии молитва, выражающая славословие Богу.
В широком смысле термин «доксология» относится к любой молитве, в которой воздаётся слава Господу:
- Великое славословие : "Слава в вышних Богу...",
- Вседневное славословие — будничный вариант Великого славословия,
- Малое славословие перед Шестопсалмием : "Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние" ; — "Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́" ,
- Краткое славословие : "Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь",
- Заключительное славословие, например: в конце молитвы Отче наш : „Ибо Твоё есть царство и сила и слава во веки веков. Аминь“, или в виде возгласа в конце любой ектении , а также в конце многих православных молитв,
- Славословие Евхаристии ( Sanctus ): "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних",
- Славословные и хвалительные псалмы , например: псалмы №№ 8, 9 , 17, 18, 20, 23, 26 , 28, 29 , 32, 33, 41 , 44, 45, 46, 47, 48, 49, 62, 64, 65, 66, 67, 71, 74, 75, 76, 80, 83, 84, 86, 91 , 92, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 102 , 103 , 104, 105, 106, 107, 110, 112, 116 , 117, 134, 135, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150 .
- Латинский гимн Gloria in Excelsis Deo , входящий в состав мессы ; а также заключительные фразы многих христианских благодарственных молитв и гимнов.
В узком смысле термин «доксология» применяется к части анафоры , в которой воздаётся слава Богу. В католической Церкви латинского обряда все четыре используемые в современной практике евхаристические молитвы заканчиваются одинаковой доксологией — «Через Христа, со Христом и во Христе Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Духа Святого всякая честь и слава во веки веков» . Во время произношения доксологии пресуществлённые Тело и Кровь Христа возносятся служащими священниками над престолом. Эта доксология присутствовала в богослужении Западной Церкви с древних времён и упомянута уже в сакраментарии Геласия ( V век ). Возношение Даров, с одной стороны, символизировало факт свершившегося пресуществления, с другой стороны, позволяло лучше увидеть Дары и воздать им почтение присутствующим на богослужении христианам.
Категория:Христианское богослужение Категория:Христианские молитвы Категория:Католическая литургика Категория:Структура мессы