Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Джигербенд

Джигербенд — город в юго-восточном Хорезме , упоминаемый в средневековых источниках.

Впервые он упомянут у ал-Истахри (середина X в.) при описании караванного пути из Бухары в Хорезм через Амуль (МИТТ, 1939, с. 180). «Дорога из Бухары в Хорезм — это дорога по пустыне. Едут из Бухары день до Фарахши по населенной местности, потом едут 8 дней все время по пустыне, в которой нет станций, рабатов и жилых мест, — это путь по пастбищам, поэтому для него не приводятся остановки. А кто желает, переправляется через Джейхун и Амуль и едет в Хорезм. От Бухары до Фарабра два дня пути, в Фарабре переправляются через реку в Амуль, от Амуля едут по берегу день до Виза, от Виза до Мардуса день пути, от Мардуса до Асбаса день, от Асбаса до Сайфина день, затем до Тахирии день, затем до Джигирбенда день, затем до Даргана день, затем до Садвара день, затем до Хазараспа день, затем до г. Хорезма день, а от Бухары до Хорезма по населенной местности 12 дней пути».

Более подробные сведения о городе принадлежат ал-Макдиси (конец X в.), который, перечисляя города левобережного Хорезма, отмечает: «Джигербенд подобен Хиве, он на берегу, в нем много деревьев и садов, рынок его велик и благоустроен, соборная мечеть на краю его; его пересекает главная дорога» (МИТТ, 1939, с. 188). Тот же автор указывает, что на правом берегу реки, у переправы, находился одноименный рабат (МИТТ, 1939, с. 206), который, очевидно, должен был эту переправу охранять; его можно отождествлять с сохранившимися доныне развалинами Сартараша (Лоховиц, 1979, с. 115—116). Судя по всему, помимо основного караванного маршрута с переправой у Амуля существовал и путь через Джигербент. Следующее по времени упоминание города можно видеть в пересказе Бейхаки повествования Бируни о завоевании Хорезма Махмудом Газневи в 1017 г. (Бартольд, 1963, с. 340, примеч. 2). Обращает на себя внимание отсутствие упоминания о Джигербенте у автора начала XII в. Якута, оставившего наиболее пространное описание Хорезма накануне монгольского нашествия. Возможно, это свидетельствует о том, что город в его время лежал в развалинах или влачил жалкое существование. Однако в дорожнике XIV в., составленном Хамдаллахом Казвини, Джигербент вновь назван в числе населенных пунктов, лежавших на пути из Мерва в столицу Хорезма (МИТТ, 1939, с. 511).

В хивинских хрониках XIX в. появляется топоним Джигербенд-Ата, указывающий, что с развалинами был связан культ какого-то местного святого. Почитаемая «гробница» его находится в пещере, вырубленной в обрыве холма. Эта святыня явно позднего происхождения, однако проведенные раскопки показывают, что уже в средневековом городе существовало весьма своеобразное святилище. Исследователи, начиная с В. В. Бартольда, отождествляют это городище со средневековым городом Джигербенд , упоминаемым авторами X—XI и XIV вв. (Бартольд, 1963, с. 197, 198, 210, 211, 340; Бартольд, 1965, с. 164; Гулямов, 1957, с. 134; Беленицкий, Бентович, Большаков, 1973, с. 172, табл. 2).

Ныне развалины этого городища одноименным названием расположено в Туркменистане, примерно в 50 км к северу от города Дарган-Ата и в 3 км западнее современного русла левого берега Амударьи.