Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

джадидизм в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

джадидизм

ДЖАДИДИЗМ (от араб. джадид - новый) культурно-реформаторское, просветительское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Ср. Азии в кон. 19 - нач. 20 вв. В основе - введение в мусульманских школах нового метода обучения чтению, ряда светских предметов. Джадиды выступали за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, во время Революции 1905-07 - за реформы политического устройства страны. Играли ведущую роль в партии "Иттифак-аль-муслимин", после Февральской революции создали партии "Шура-и-ислам" в Ср. Азии, "Милли-Фирка" в Крыму. Часть джадидов признали советскую власть, другие сотрудничали с белым движением и басмачами, впоследствии эмигрировали.

Большая Советская Энциклопедия

Джадидизм

(от араб. усул-и-джадид ≈ новый метод), буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. распространившееся в Средней Азии. Первоначально ≈ узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман. В новометодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу. В Средней Азии в период Революции 1905≈07 и в последующие годы Д. вышел из первоначальных культурнических рамок и приобрёл ярко выраженную окраску буржуазно-либерального, контрреволюционного политического движения и идеологического течения. Социальной базой Д. были преимущественно буржуазные слои населения Средней Азии и часть национальной интеллигенции. Джадиды ориентировались на турецких пантюркистов, поддерживали тесные связи с татарскими и азербайджанскими пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революционных выступлений. Среднеазиатский Д. до 1917 не сумел приобрести определённых организационных форм. Джадидами называли тех, кто высказывался за необходимость ликвидации некоторых феодальных пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за ограниченную реформу ислама и религиозных школ, за приспособление ислама к буржуазному развитию национальных окраин Российской империи и потребностям национальной буржуазии. Но определённой программы, как и руководящего центра и устава, джадиды не имели. Они группировались вокруг отдельных джадидских издательств, газет и журналов, которые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т.п. К ним временами примыкали отдельные представители демократической интеллигенции (например, Хамза Хаким-заде, Садриддин Айни и др.), но с Д. как политическим течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие Д. в Средней Азии оказала буржуазная младотурецкая Революция 1908.

После Февральской революции 1917 джадиды создали свои националистические партии: Шуро-и-ислам в Туркестане, младобухарскую и младохивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Октябрьской революции 1917 джадиды были в числе организаторов Гражданской войны против Советской власти, вдохновителями реакционной так называемой «Кокандской автономии» , вступали в соглашение с русскими белогвардейцами (А. И. Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С установлением Советской власти в Средней Азии Д. был ликвидирован.

Лит.: Гафуров Б. Г., История таджикского народа. В кратком изложении, т. 1, 3 изд., М., 1955; Пясковский А. В., Революция 1905≈1907 годов в Туркестане, М., 1958, с. 542 ≈ 66; История Узбекской ССР, т. 2, Таш., 1968; Вахабов М. Г., О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Октябрьской революции, «История СССР», 1963, ╧ 2.

А. В. Пясковский.

Википедия

Джадидизм

Джадиди́зм (от jadīd — «новый», jadīdiyya — «обновленчество», , , ) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских народов в Российской империи конца XIX — начала XX века .

Противоположные джадидизму тенденции в мусульманской среде отражает кадимизм .

В XIX веке среди российских мусульман — преимущественно среди поволжских и крымских татар , башкир и других народов, придерживающихся ханафитского мазхаба — развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм. Группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путём воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. Они подчеркивали необходимость открытия «врат иджтихада » для разрешения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация.

В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

Идеологами джадидизма были просветители ( Шигабутдин Марджани , Хусаин Фаизханов , Исмаил Гаспринский , Муса Бигеев , Ризаэтдин Фахретдинов , Мифтахетдин Акмулла , Мухаметсалим Уметбаев , Зайнулла Расулев ), прогрессивные представители татарской буржуазии ( братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга , Яушевы из Троицка, С. Назиров и Г. Хакимов из Уфы ) и мусульманского духовенства .

В Средней Азии известными представителями джадидизма были Мунаввар Кары Абдурашидханов , Маджид Кадыри , Абдулла Кадыри, Абдурауф Фитрат, Махмудходжа Бехбуди , Файзулла Ходжаев , С. Мирджалилов , Кази -Калян Самаркандской области Исохон Ширинхужаев и др.

Примеры употребления слова джадидизм в литературе.

Его основатель -- крымский татарин Исмаил Гаспринский, но наибольшее распространение джадидизм получил в Казани.

Источник: библиотека Максима Мошкова