Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Словарь финансовых терминов

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

издание правительством по уполномочию парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона в порядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых своих исключительных законодательных полномочий. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться путем принятия парламентом соответствующего закона о праве правительства издавать в порядке ДЕЛЕГИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА акты по определенным вопросам в течение конкретно установленного времени. Кроме того, делегирование законодательных полномочий может просто подразумеваться, когда парламент сознательно издает законы, составленные в общих выражениях (т.н. закон-рамка, скелетное законодательство), делая тем самым применение их невозможным без соответствующей законодательной деятельности органов исполнительной власти. В порядке ДЕЛЕГИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА издаются нормы как правительствами, так и любыми другими подчиненными им органами управления.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

делегированное законодательство

в государственном праве принятие законов главой государства, административными и иными органами управления на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами.

Большой юридический словарь

делегированное законодательство

в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству (главе государства) может осуществляться путем принятия парламентом соответствующего закона о праве правительства (главы государства) издавать в порядке Д.з. акты по определенным вопросам в течение конкретно установленного времени. Кроме того, делегирование законодательных полномочий может просто подразумеваться, когда парламент сознательно издает акты, составленные в общих выражениях ("закон-рамка", "скелетное законодательство"), делая применение их невозможным без соответствующего законодательства органов исполнительной власти.

Большая Советская Энциклопедия

Делегированное законодательство

издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства, при Д. з. парламент отказывается от своих законодательных полномочий в пользу правительства. Акт Д. з. издаётся по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента. Издавать нормы в порядке Д. з. могут как сами правительства, так и любые подчинённые им исполнительные ведомства (министерства, департаменты, управления, бюро и т.д.). Делегация законодательных полномочий парламентом правительству может быть осуществлена прямо (парламент принимает закон, в котором указывается, какой орган, по каким вопросам и на какой срок получает право издания актов в порядке Д. з.) или косвенно (парламентский закон составляется в очень общих выражениях, и применить его без соответствующей нормоустанавливающей деятельности исполнительных органов власти невозможно).

Акты, принятые в порядке Д. з., вступают в силу либо только после одобрения их парламентской резолюцией («разрешительная процедура»), либо немедленно после издания (в последующем могут быть аннулированы парламентской резолюцией ≈ «запретительная процедура»). Существующий в буржуазных странах парламентский (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия) и судебный (США, Филиппины) контроль над Д. з. носит сугубо формальный характер.

Получившее широкое распространение в эпоху империализма Д. з. открыто противоречит провозглашённым ранее демократическим принципам буржуазного конституционализма и парламентаризма, т.к. оно резко сокращает права и компетенцию выборных законодательных органов. Конституции многих буржуазных государств (США, Бельгии, Швейцарии, Дании) либо запрещают Д. з., либо не содержат положений, предусматривающих его, тем не менее оно применяется и в этих странах. Конституции буржуазных государств, принятые после 2-й мировой войны 1939≈45 (Италия, ФРГ, Франция), прямо предусматривают возможность Д. з.

Многие современные буржуазные специалисты по проблемам государства и права оправдывают распространение Д. з. возрастающей сложностью государственного управления и необходимостью специальных познаний для этого. В этих условиях, считают они, парламент должен ограничиться закреплением в законах общих принципов, уступив право их детализации тем ведомствам, которые обладают соответствующей технической квалификацией. В действительности, однако, Д. з. представляет собой одно из наиболее откровенных выражений кризиса буржуазного парламентаризма и законности, является проявлением бесконтрольности правящих кругов.

А. А. Мишин.