Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

вечный мир в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

вечный мир

"ВЕЧНЫЙ МИР" между Россией и Речью Посполитой (Москва, 6.5.1686) Подтвердил условия Андрусовского перемирия 1667. Закрепил за Россией Левобережную Украину и Киев, обусловил участие России в антитурецкой коалиции.

Большая Советская Энциклопедия

Вечный мир

«Вечный мир», название ряда проектов установления всеобщего мира, выдвигавшихся гуманистами и просветителями 16 ≈ начала 19 вв. С призывом объединиться против войны обратился в трактате «Жалобы мира» (1518) Эразм Роттердамский . В 17 в. с проектами «В. м.» выступали чешский философ и педагог Я. А. Коменский, английский мыслитель У. Пенн и др. В 18 в. широкую известность получил «Проект вечного мира в Европе» (1713≈17) представителя раннего французского просвещения Ш. И. Сен-Пьера, видевшего залог мира в создании союза европейских государств, члены которого должны отказаться от применения оружия при решении возникающих между ними конфликтов. Этот проект подверг критике Ж. Ж. Руссо («Суждение о вечном мире», 1761), показавший неосуществимость такого союза государств в условиях деспотического строя. И. Кант в трактате «К вечному миру» (1795) высказал догадку об объективной закономерности, ведущей в будущем к созданию союза народов и к установлению мира; предложенный им союз государств должен был обеспечить не только постоянный мир, но и суверенитет каждого государства. В России с наиболее всеобъемлющей программой «В. м.» выступил просветитель-демократ В. Ф. Малиновский в соч. «Рассуждение о мире и войне» (ч. 1≈2, 1803).

Публ.: Трактаты о вечном мире, М., 1963 (библ.).

И. С. Андреева.

Википедия

Вечный мир (1686)

Ве́чный мир (в польской историографии известен как Мир Гжимултовского, ) — мирный договор о разделе Гетманщины , заключён между Русским царством и Речью Посполитой в Москве года. Текст договора состоял из преамбулы и 33 статей.

Перемирие завершило русско-польскую войну , длившуюся с 1654 года на территории современных Украины и Белоруссии .

Договор подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 года, кроме следующего: Киев уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тысяч рублей компенсации Речи Посполитой, которая также отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью .

Со стороны Речи Посполитой договор подписал воевода Познанский , дипломат Кшиштоф Гжимултовский , с российской — канцлер и начальник Посольского приказа князь Василий Голицын .

Вечный мир (1449)

Вечный мир — мирный договор, подписанный Василием II , великим князем московским, и Казимиром IV , королём польским и великим князем литовским , 31 августа 1449 года . Устанавливал границы сфер влияния двух государств в Восточной Европе.

Вечный мир (фильм)

«Вечный мир»кинофильм режиссёра Барри Левинсона , вышедший на экраны в 2000 году .

Вечный мир

Вечный мир может обозначать:

Мирные договоры
  • Вечный мир (532 год) — договор между Византией и государством Сасанидов .
  • Вечный мир (1449) — договор между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским
  • Вечный мир (1686) — мирный договор между Русским царством и Речью Посполитой , завершивший русско-польскую войну 1654—1667 годов .
Понятие
  • Вечный мир
Вечный мир (философия)

Вечный мир — влиятельная утопическая идея Эпохи Просвещения .

Автором идеи считается герцог Сюлли , предложивший якобы Генриху IV план создания «христианской республики» — конфедерации христианских народов Европы. Этот план изложен в последнем томе мемуаров Сюлли (1634).

Идеи Сюлли развил аббат Сен-Пьер в «Проекте установления вечного мира в Европе» (Projet pour rendre la paix perpétuelle en Europe), представленном Утрехтскому конгрессу ( 1713 ). Он думал соединить все европейские государства, не исключая и России, в одну лигу или союз, подобный старой германской империи. Общий сейм должен был служить законодательным и судебным органом союза, с принудительной властью в отношении всех членов; взаимные права устанавливались общей конституцией. Сен-Пьер, таким образом, международный союз превращал в государственный и лишал каждый народ в отдельности права быть распорядителем судеб своих внутри и вне государства.

Сен-Пьер активно пропагандировал свой проект и рассылал его монархам и министрам, однако большой объём и запутанная композиция делали это сочинение трудным для чтения. В 1750-х годах наследники аббата обратились к Жан-Жаку Руссо с просьбой подготовить краткое изложение проекта. Руссо выполнил просьбу, написав «Сокращение проекта Вечного мира», опубликованное в 1761 и вызвавшее всеобщий интерес. В 1771 вышел русский перевод, сделанный И. Ф. Богдановичем . Кроме того, Руссо написал «Суждение о проекте Вечного мира», в котором скептически отозвался о его практической осуществимости. Однако оно было опубликовано только в 1781 году.

Проект Сен-Пьера по идее своей нашёл сочувствие у многих выдающихся мыслителей XVIII в. — Лейбница , Вольнея , Кондорсе , Тюрго и Адама Смита , Лессинга , Гердера и др. Все они предполагали возможность установления вечного мира, но ожидали его не столько от создания особой политической комбинации, сколько от всё более усиливающихся духовного единения всего цивилизованного мира и солидарности экономических интересов.

На рубеже XVIII в. появляются оригинальные и глубокие проекты вечного мира Бентама и Канта . Бентам видел средство спасения от беспрерывных войн в постоянном конгрессе депутатов европейских держав; конгресс должен был иметь своё войско. Для предупреждения войн Бентам предлагал сокращение числа войск и освобождение колоний от метрополии. За федерацию стоял и Кант. Главное положение его: вечный мир не есть пустая мечта, он — та цель, к которой человечество приближается, правда, постепенно, но по мере своего усовершенствования, со всё усиливающейся быстротой. Разум нам не говорит, что вечный мир будет осуществлён: это его не касается, но он говорит, что мы обязаны действовать так, как будто этот мир будет некогда достигнут.

Вечный мир (532)

Вечный мир — мирный договор, подписанный в 532 году между Византийской империей и государством Сасанидов — мирный договор неопределённой продолжительности, завершивший Иберийскую войну . Он обозначил период относительно спокойных отношений между двумя империями и продлился до 540 года, когда вновь начались военные действия.

Иберийская война, начавшаяся с восстаний иберийцев против персов в 524/525, развивалась вяло: персы быстро подавили мятеж, однако не смогли существенно продвинуться вглубь византийской территории, захватив только две крепости в Лазике — Сканду и Сарапанис. Византийцы, оправившись от неудач, смогли нанести противнику два крупных поражения в битвах при Даре и в 530 году. Последствием этих побед стал захват двух приграничных крепостей, Болума и Фарангия, в Парсармении . Однако за этим последовало поражение при Каллинике . Активные действия прерывались периодами коротких перемирий и безрезультатных мирных переговоров.

Со смертью персидского шаха Кавада I и восшествием на престол его третьего сына Хосрова I в конце 531 года ситуация изменилась: с одной стороны, внутренние позиции Хосрова были не прочны, а Юстиниан I активно начал восстановление империи на Западе. Византийцы направили посольство, в которое были включены Руфин, Гермоген , Александр и Фома. Послы нашли Хосрова более склонным к переговорам, чем его отец, в результате чего появилась возможность подписать соглашение. Согласно ему, Византия должна была заплатить 110 кентинариев (11 000 фунтов) золота, формально в качестве платы за оборону кавказских горных проходов от местных варваров. Кроме того, резиденция дукса Месопотамии должна была быть перенесена из Дары в Константину . Два правителя признавали друг друга равными и давали обещание оказывать взаимную помощь. Хосров первоначально отказался возвращать два лазских форта, требуя вернуть крепости, занятые византийцами в Парсармении, а Юстиниан сначала согласился на это требование, но позже передумал. В результате подписание соглашения было сорвано, и только летом 532 года новое византийское посольство Гермогена и Руфина смогло убедить Хосрова обменяться захваченными крепостями. При этом иберийским мятежникам было разрешено самим выбирать, оставаться ли им в подданстве Византии или вернуться домой.

Следующие пять лет были отмечены атмосферой необычной сердечности и сотрудничества между двумя ближневосточными державами. В течение этого времени, поскольку Юстиниан был поглощён войнами против вандалов и в Италии против готов , оборонительные сооружения на границе приходили в упадок. Это дало возможность Хосрову, подстрекаемому готскими послами и желающему поправить финансовое положение военной добычей, начать новую войну летом 540 года.