Энциклопедический словарь, 1998 г.
в музыке - звук, отстоящий на секунду вверх или вниз от I ступени лада и тяготеющий к ней. Особенно интенсивным тяготением обладает нижний вводный тон, отстоящий от I ступени на полутон; он имеет доминантовую функцию (см. Доминанта).
Большая Советская Энциклопедия
(музыкальный), звук, отстоящий на секунду вниз или вверх от I ступени лада и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется нижним В. т., звук II ступени ≈ соответственно верхним. В. т. обладает наиболее интенсивным мелодическим тяготением к I ступени как основному тону лада, особенно нижний В. т., отстоящий от I ступени на полутон. Такой В. т. встречается в натуральном мажоре, мелодическом и гармоническом миноре и в некоторых др. ладах. Обычно под В. т. подразумевают именно этот его тип. Нижний В. т. является терцией аккорда V ступени и имеет доминантовую функцию (см. Функции ладовые ). При отклонении и модуляции В. т. может стать любая ступень лада, как диатоническая, так и хроматическая. Под «вводнотонностью» часто понимают всякое направленное вверх острое полутоновое, малосекундовое тяготение. В эпоху романтизма происходит обогащение лада внутритональной вводнотонностью, связанной с альтерацией .
Ю. Н. Холопов.
Википедия
Вводный тон — ступень мажорного и минорного звукорядов , лежащая полутоном выше или полутоном ниже соседней ступени. Переход от вводного тона, помещённого на слабой доле такта , к соседней ступени на сильной доле такта описывается как переход от ладового неустоя к ладовому устою, также как разрешение неустоя в устой. Иногда вводным тоном называется также II ступень мажорного или минорного звукоряда, расположенная целым тоном выше тоники .