Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Атональная музыка

(греч. а ≈ отрицательная частица; буквально ≈ внетональная музыка), понятие, относящееся к музыке, не имеющей тональной организации звуков. Возникло в начале 1900-х гг. и было связано с творчеством композиторов новой венской школы (А. Шёнберг , А. Берг , А. Веберн ). Основной признак А. м. ≈ отсутствие объединяющего соотношения тонов с главным центром лада ≈ тоникой . Отсюда ≈ аморфность музыкальной речи, распад структурных функций гармонии, диссонантный уровень звучания и т.п. Отсутствие ладо-гармонических ориентиров крайне затрудняет восприятие музыки, хотя отдельным крупным композиторам порой удавалось создать впечатляющие атональные сочинения. В этих произведениях использованы особо острые выразительные средства темброво-ритмического порядка, напряжённые сценической ситуации и поэтические тексты: монодрама «Ожидание» (1909) и сюита «Лунный Пьеро» (1912) Шёнберга, опера «Воццек» Берга (192

  1. и др.

    В 1922 Шёнберг изобрёл метод композиции «с 12 соотнесёнными лишь между собой тонами» (получивший затем наименование додекафония ), в задачу которого входило внесение в анархию А. м. строгого порядка. А. м. лежит в основе многих систем композиции, входящих в арсенал авангардизма . Эстетические принципы А. м. тесно связаны с экспрессионизмом . Метод, приёмы и элементы А. м. встречаются у композиторов различных направлений (Ч. Айве, Б. Бриттен, Б. Барток, А. Онеггер и др.).

    Лит.: Друскин М., Пути развития современной зарубежной музыки, в сборнике: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М.. 1964; Мазель Л., О путях развития языка современной музыки, «Советская музыка». 1965, ╧6, 7, 8; Berg A., What is atonality?, в кн.: S Ionimsky N., Music since 1900, N. Y., 1949: Schoenberg A., Style and idea, N. Y., 1958; Rognoni L., Espressionismo e dodecafonia, Torino, 1954 (библ. с. 355≈95); Reti R., Tonality, atonality, pantonality, L., 1958; Perle G., Serial composition and atonality, Berk.≈Los Ang., 1962; Austin W., Music in the 20th century, N. Y., 1966 (библ. с. 552≈66

  2. .

    Г. М. Шнеерсон.