архат в словаре кроссвордиста
архат
- Многолетняя травянистая лиана семейства Тыквенные, происходящая из Южного Китая и Северного Таиланда, культивируемая, чаще всего, из-за её плодов
- Человек, достигший высшего состояния в буддизме
- Существо, достигшее Нирваны
- Человек, достигший наивысшего совершенства в буддизме
- В буддизме существо, достигшее "освобождения" (нирваны) от цепи перерождений —
- Просветленный последователь Будды
Энциклопедический словарь, 1998 г.
в буддизме хинаяны существо, достигшее "освобождения" (нирваны) от цепи перерождений (сансары).
Мифологический словарь
(будд.) — «достигший» — в хинаяне («малая колесница» — одно из трех течений буддизма) — человек, достигший наивысшего уровня духовного развития (нирваны). Путь к достижению такого состояния разделяется на четыре уровня: «вступившего в поток», «возвращающегося один раз», «невозвращающегося» и «архата». В махаяне («большая колесница») состояние А. не считается высшим пределом, и достигшие его должны продолжать свое развитие как бодхисатвы.
Википедия
Арха́т — многолетняя травянистая лиана семейства Тыквенные , происходящая из Южного Китая и Северного Таиланда , культивируемая, чаще всего, из-за её плодов.
Лиана вырастает от 3 до 5 м в длину, обвивая при помощи своих усиков другие растения. Листья узкие сердцевидные, 10-20 см длиной. Плод сферический, 5-7 см диаметром, содержит сладкую съедобную мясистую мякоть и многочисленные семена.
Экстракт, получаемый из плодов растения, в 300 раз слаще сахара и используется, в качестве естественного подсластителя, в Китае уже тысячу лет, благодаря его характерному аромату и низкой калорийности (2,3 ккал\г). Растение также широко используется в традиционной китайской медицине.
Арха́т — в буддизме — человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из « колеса перерождений ».
В самой ранней ветви буддизма — тхераваде , архат — это человек полностью избавившийся от омрачений . Архат, согласно этому направлению буддизма, есть наивысшая степень Просветления . Достичь нирваны и стать архатом, согласно хинаяне и тхераваде, могут преимущественно буддийские монахи , практикующие буддизм самостоятельно, при этом также необходимо большое количество перерождений. Миряне улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом. Российский буддолог А. В. Парибок в своём Послесловии к Милиндапаньхе (с. 423) пишет, что из Канона (Каттхаватху 4:1) известно, что архатами становились не только члены Сангхи , но и миряне, а также подвижники-небуддисты, услышавшие хоть краткую буддийскую проповедь. Парибок ссылается на Каттхаватху 4:1 где описаны такие случаи. Милиндапаньха, классический текст Тхеравады, в книге 3, гл. 7 также упоминает о таких случаях. В представлении многих пишущих о буддизме наивысшим достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса». Хотя мирянам труднее достичь просветления, своими желаниями и намерениями, своей жизнью на благо всех живых существ они могут улучшать свою карму.
В махаяне же существует такое понятие как Всеведение Будды — таким образом любой буддист может достичь Просветления. Архат, согласно махаяне, зациклен на собственном просветлении и не может постичь Всеведения — самой последней стадии умиротворения.
На пути к архатству человек сначала должен стать сротапанной — «вступившим в поток», после чего он уже никогда не деградирует до состояния «обычного человека». Следующий уровень — сакридагамин ; ставший сакридагамином родится ещё только один раз. Затем — анагамин ; он не вернётся в мир желаний — камалоку , но ещё может родиться в высших божественных мирах — рупалоке и арупалоке . Становясь из анагамина архатом, человек достигает Нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому. Согласно воззрению махаяны, будды побуждают архатов выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттвы . С точки зрения буддийской философской школы Мадхъямака - Прасангика , архаты хинаяны не полностью избавились от омрачений, так как хинаянские практики , придерживаются философских воззрений школ Саутрантика или Вайбхашика , относящихся к Первому повороту Колеса Учения .
Махадева сформировал следующие положения архатства, которые стали причиной окончательного разделения школ Тхеравады и Махасангхики :
- У архата могут быть ночные поллюции .
- У архата может быть незнание чего-либо.
- У архата могут быть сомнения.
- Архатство может быть определено другим.
- Практиковать просветление можно через произнесение слов.
Архат — село в Абайском районе Восточно-Казахстанской области Казахстана . Административный центр Архатского сельского округа. Код КАТО — 633235100.
Примеры употребления слова архат в литературе.
Она приносит огромную пользу живым существам, побуждает всех бодхисаттв-махасаттв достигать созерцания Неисчислимых Смыслов, достигать ста тысяч областей дхарани, достигать всех ступеней и убежденностей бодхисаттв и завершать четыре пути-достоинства пратьекабудды и архата.
Его проблема, в сущности - та же, что стоит перед квиетистом, архатом и - на другом уровне - перед пейзажистом и художником человеческих натюрмортов.
Космическое Право явит величие того Женского Начала, которое являет самоотверженность и перед которым, истинно, преклоняются великие Архаты.
Нет, солнцеподобное сердце Архата утверждает на подвиг и разит все тленное.
Источник: библиотека Максима Мошкова