Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

аменхотеп в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Мифологический словарь

аменхотеп

(«Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону»), А. изображался в виде солнечного диска с лучами, на концах которых помещались руки, держащие символ жизни анкх (анк, анх) — крест, верхняя линия которого заменена кольцом. После смерти Аменхотепа IV Египет вернулся к прежним верованиям.

Большая Советская Энциклопедия

Аменхотеп

в Древнем Египте имя египетских фараонов из XVIII династии:

Аменхотеп III правил около 1455≈1419 до н.э. В начале его правления военное могущество Египта, ставшего гегемоном Восточного Средиземноморья, достигло апогея. Владения А. Ill простирались от верховьев Евфрата на С. до 4-го порога Нила на Ю. Цари Вавилона, Митанни, Кипра заискивали перед ним, о чём свидетельствуют документы Тель-эль-Амарнского архива. Внутренние противоречия и натиск хеттов несколько ослабили страну в последние годы его царствования, что привело к волнениям в азиатских владениях. При А. Ill были сооружены роскошный храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм А. Ill с огромными статуями царя ≈ «колоссами Мемнона» (ленинградские сфинксы также происходят из заупокойного храма А. III).

Аменхотеп IV (Эхнатон), правил в 1419 ≈ около 1400 до н. э., сын А. III. А. IV попытался сломить могущество старой знати и жречества, тесно связанных с культом фиванского бога Амона-Ра, а также с местными номовыми культами. Он запретил культ Амона, конфисковал фиванские храмовые владения, провозгласил новый государственный культ бога Атона. Сделал столицей государства новый город Ахетатон (современный городище Эль-Амарна). Фараон принял имя Эхнатон («полезный Атону»). Местные храмы при А. IV пришли в запустение. В честь Атона строились роскошные храмы; появилось новое жречество, преданное фараону-реформатору. При А. IV Египет начал терять свою власть над Сирией и Палестиной. Некоторые сирийские князья пытались опереться для борьбы с Египтом на хеттов. Вторжения кочевых племён хабиру в азиатские владения Египта ещё более осложнили обстановку. Обстоятельства смерти А. IV неизвестны. Серия документов с его именем обрывается на 1402 и, вероятно, дальнейшие годы царствования приписаны ему ошибочно.

══Лит.: Матье М. Э., Во времена Нефертити, [Л.≈М., 1965]; Перепелкин Ю. Я., Переворот Аменхотпа IV, М., 1967.

И. А. Стучевский.

Википедия

Аменхотеп

Аменхоте́п (буквально « Амон умиротворён») — имя нескольких древнеегипетских фараонов из XVIII династии, а также некоторых иных государственных и религиозных деятелей Древнего Египта.

Фараоны XVIII династии:

  • Аменхотеп I
  • Аменхотеп II
  • Аменхотеп III
  • Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон

Иные деятели:

  • Аменхотеп — верховный жрец Амона в Фивах при фараоне Рамзесе XI .
  • Аменхотеп, сын Хапу — визирь и главный архитектор фараона Аменхотепа III
  • Аменхотеп — наместник в Нубии (« Царский сын Куша ») при фараонах Мен-хеперу-Ра (Тутмосе IV) и Ниб-маат-Ра (Аменхотепе III)
  • Аменхотеп Хеви — наместник в Нубии при Тутанхамоне

Примеры употребления слова аменхотеп в литературе.

Но ведь и твой дед, мой отец, ныне живущий с богами Аменхотеп, был верховным жрецом и пользовался большим влиянием в стране.

Вечно живущий мой отец, - ответил фараон, - и святой дед Аменхотеп, как чистые духи, знают мое сердце и видят плачевное состояние Египта.

Но Самонту ответил спокойно: - Этот случай доказывает, что Аменхотеп был никуда не годным правителем, который больше заботился о славе Ра, чем о государстве.

Помни, твой дед, святой Аменхотеп, был тоже верховным жрецом и наместником фараона.

Верховный жрец главы египетского пантеона -- бога Амона -- Аменхотеп, фактически правивший в Фивах, пользуясь постепенным ослаблением власти фараона, стремился к полной самостоятельности.

Годом раньше - к концу второго года, что Иосиф провел в темнице, - Аменхотеп, четвертый царственный носитель этого имени, достиг шестнадцатилетнего возраста, а тем самым и совершеннолетия, так что регентство его матери Тейе истекло и управление странами само собой перешло к преемнику Великолепного Небмара.

Уже царь Небмара, Аменхотеп Третий, почел за благо отделить духовную власть от светской и назначить визирями Юга и Севера мирян.

При очень пристальном взгляде, однако, оказывается, что сам он, Аменхотеп, принял это событие с двойственным чувством - что он испытывал тогда не только гордость и радость, но также и некоторую подавленность и, в общем, пожалуй, предпочел бы по-прежнему пребывать под крылом.

В Оне Аменхотеп остановился в своем дворце близ храма и первую ночь, устав с дороги, проспал там без сновидений.

Но Аменхотеп все задерживал его на вопросе о снах, явно не желая и не будучи в состоянии говорить или слушать о чем-либо другом, и свои попытки объяснить ему, какие это были выразительно-убедительные или убедительно-выразительные сны, оставил только тогда, когда доложили о прибытии ученых и предсказателей.

Поблагодарив их, Аменхотеп, сначала в общих словах, сказал им, по какому поводу он их созвал, а затем принялся рассказывать собранию, состоявшему из двадцати примерно знатных или ученых лиц, свои несуразные сны - в четвертый раз.

Нужно прибавить, что эта похожая на стойку перед прыжком, полная напряженного внимания поза, в какой Аменхотеп, повернувшись направо, причем его серые, с поволокой глаза раскрылись как только могли широко, - что эта поза, в какой Аменхотеп разглядывал новоприбывшего толкователя своих сновидений, возникла не вдруг, а складывалась постепенно, рывками, в течение целой минуты, - вот как долго это длилось, - и дошла до того, что в конце концов фараон и в самом деле приподнялся с кресла и передал всю свою тяжесть вцепившимся в подлокотники рукам, пясти которых выдавали его напряженье своей игрой.

Итак, Аменхотеп вновь повернулся, чтобы отпустить их, к обоим художникам - простоватым крепышам, один из которых был занят тем, что закрывал влажным полотнищем поставленную на постамент, но еще не законченную глиняную статуэтку, каковую он и показывал заказчику.

В таком случае ты поймешь, - сказал Аменхотеп, опустив взгляд на лежавший у него на коленях лироподобный инструмент, - что, смягчая мои слова.

Сделав все это, - продолжал в той же, более чем удобной позе Аменхотеп, - вороватый младенец улизнул в свою родную пещеру и улегся в пеленки.

Источник: библиотека Максима Мошкова