альтруизм в словаре кроссвордиста
альтруизм
- Бескорыстие
- Бескорыстная забота о благе других
- Антоним эгоизм
- Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами
- Синоним бескорыстие
- Человеческое качество, проявляющееся в концентрации на чужих интересах, бескорыстной заботе о других (противоположность — эгоизм)
- Все другим, ничего себе
Словарь медицинских терминов
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
альтруизма, мн. нет, м. (от латин. alter - другой) (книжн.). Стремление к деятельности на пользу других, желание принести пользу ближнему, отсутствие себялюбия; противоп. эгоизм.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. (книжн.). Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
прил. альтруистический, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать собственными интересами (противоп.: эгоизм).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter - другой) бескорыстная забота о благе др. людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм".
Большая Советская Энциклопедия
(франц. altruisme, от лат. alter ≈ другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека. Термин введён в этику французским философом О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму . Принцип А. восходит к древневосточным нравственным представлениям, формулируется в христианстве («возлюби ближнего своего, как самого себя»), а в 17≈18 вв. становится компонентом многих этических учений ( Шефтсбери , Хатчесон, А. Смит , Ж. Руссо и др.). В истории морального сознания человечества принцип А. имел двоякое значение. С одной стороны, начиная с эпохи разложения первобытных общин, он выражал нормы взаимопомощи в рамках личных взаимоотношений индивидов, противодействуя влиянию частнособственнических интересов и др. общественных тенденций, разделяющих людей, формировал сознание людей в духе бескорыстного служения друг другу. А. сохранил это значение вплоть до буржуазного общества, где распространяется на область частной благотворительности и личных услуг. С другой стороны, всякая попытка представить принцип А. как путь преобразования антагонистического общества на внеэгоистических началах в конечном счёте вела к идеологическому лицемерию, скрывала антагонизм классовых отношений. В условиях социализма принцип А. сохраняет значение главным образом в области личных взаимоотношений между людьми, оказываясь недостаточным там, где люди служат «...не их "ближним", а "дальним", т. е. всему обществу в целом...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 22).
О. Г. Дробницкий.
Википедия
Альтруи́зм ( — другой , другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага . В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму . В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения .
Примеры употребления слова альтруизм в литературе.
Либо, наконец, следует вернуться к точке зрения, согласно которой эгоизм и альтруизм извечно уживаются в человеческой натуре.
Гартли, сменивший медицину на теологию, стремится рассматривать альтруизм как происходящее под воздействием соответствующего разуму мышления целесообразное облагораживание первоначального эгоизма.
Но если духовное блаженство не поддается органическому слиянию с материальным, то напрасны любые попытки представить альтруизм как некий облагороженный эгоизм.
Подобно им, он в своем стремлении объяснить альтруизм заставляет бездействовать этическую личность в человеке и взамен поднимает общество до роли этической личности, чтобы затем связать индивидов трансмиссиями с этим источником энергии.
Поэтому утилитаризм с необходимостью приходит к убеждению, что альтруизм каким-то образом внутренне присущ человеческой природе наряду с эгоизмом.
Популярный утилитаризм уверенно утверждает теперь, что альтруизм следует понимать как рациональное облагораживание эгоизма, как результат влияния общества и к тому же еще как проявление природного инстинкта.
Спиноза отказывается от того, к чему пришла современная ему этика, сложившаяся под воздействием религии: он не рассматривает альтруизм как нечто относящееся к существу этики.
Фейербах выводит альтруизм из присущего человеку стремления понять интересы других людей и увидеть в них свое отражение.
Переход эгоизма в альтруизм неосуществим даже тогда, когда этот процесс переносят из сферы индивида в сферу рода.
Научная этика предпринимает невозможное - она пытается объективно регулировать альтруизм человека.
У него были заполнены все шесть уровней отражения: альтруизм, интуиция, абстрактное мышление, эстетизм-артистизм, аристократизм, социальная ориентация.
ПОРТРЕТ АЛЬТРУИСТА Альтруизм - это способность ставить себя на место другого и бескорыстно отдавать ему то количество энергии, времени, внимания, денег, которое человек потратил бы на себя, будь он в таком положении, как тот, с кем он сейчас делится.
Атмосфера, где бы альтруизм был естественным делом, - это жизнь в любви, радости, блаженстве и т.
Кстати, чтобы стать Учителем, альтруизм должен быть наработан не меньше, чем на пятьдесят процентов.
Остается альтруизм - такого общества вовсе не сыщешь в наше время, поэтому придется довольствоваться отдельными людьми.
Источник: библиотека Максима Мошкова