аверроизм в словаре кроссвордиста
аверроизм
- Направление в западноевропейской философии XIII—XVI вв., развивавшее идеи Ибн Рушда о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ
- Направление в западноевропейской философии XII - XVI веков, развивавшее идеи Ибн Рушда о вечности и несотворенности мира
- Направление европ. философ
- Направление в западноевропейской философии 13-16 вв., развивавшее идеи Ибн Рушда о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ
- Направление в западноевропейской философии 13-16 века, развивавшее идеи Ибн Рушда о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ, а также учение о двойственной истине
- Идеи ибн Рушда
Энциклопедический словарь, 1998 г.
направление в западноевропейской философии 13-16 вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истине. Возник в Парижском университете, противостоял как августианству, так и томизму. Был осужден католической церковью. Главный представитель Сигер Брабантский (также Падуанская школа).
Большая Советская Энциклопедия
направление в средневековой философии, основателем которого был арабский мыслитель 12 в. Ибн Рушд (Аверроэс). А. разрабатывал материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда ≈ идею вечности (следовательно,несотворённости) мира, смертности души, теорию двойственности истины, отделяя и даже противопоставляя знание вере, философию ≈ теологии. Тем самым в А. намечалась антитеологическая тенденция ≈ то самое «жизнерадостное свободомыслие», которое, по выражению Энгельса, перешло к романским народам от арабов и подготовило материализм 18 в. (см. «Диалектика природы», 1969, с. 7). Благодаря переводам произведений Ибн Рушда на латинский язык А. получил распространение в Западной Европе, где его главным представителем был Сигер Брабантский , подвергнутый критике Фомой Аквинским (в сочинении «О единстве разума против аверроистов»).Преследование А. католической церковью не приостановило его влияния на европейскую философию, о чём свидетельствует выступление испанского философа Луллия (13 в.). В Италии (в Падуанском университете) влияние А. сохранялось вплоть до 16 в. В 1513 А. был осуждён Беневентским собором.
Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц.,К., 1903; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср-век. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, пер. с нем., М., 1962; О "Leary de Lacy E., Arabic thought and its place in history, L. ,1939.
C.H. Григорян.
Википедия
Аверроизм — термин, применяемый к двум философским течениям в схоластике XIII века , первое из которых основывалось на аверроэсовской интерпретации Аристотеля . Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский .
Основные идеи ранней философской концепции аверроизма, содержащиеся в комментариях Аверроэса к Аристотелю:
- существует одна истина, но два способа её достижения: через философию и через религию ;
- мир вечен;
- душа состоит из двух частей — индивидуальной и божественной;
- индивидуальная душа не вечна;
- все люди содержат в себе одну и ту же божественную душу (идея, известная как монопсихизм );
- воскресение из мёртвых невозможно .
Вместе с тем идеи Аверроэса были перенесены в Западную Европу, в результате чего появился т. н. Латинский аверроизм. Его основной вдохновитель — Сигер Брабантский.
Латинский аверроизм был дважды осужден в 1270 и 1277 году католическим епископом Этьеном Тампье (Étienne Tempier). Тампье выделил 219 неприемлемых тезисов в работах аверроистов.
Для разрешения возникшего противоречия Сигер заявил, что существует « двойственная истина »: фактическая, или «твёрдая», истина, достигаемая через науку и философию, и «религиозная» истина, достигаемая через религию. Эта идея не восходила к Аверроэсу; его идея заключалась в том, что существует одна истина, достигаемая двумя различными путями, а не две истины.
Поздняя философская концепция аверроизма заключалась в том, что философский и религиозный миры являются отдельными сущностями. После исследования 219 тезисов, осуждённых Тампье, стало очевидно, что немногие из них принадлежат Аверроэсу. В течение некоторого времени для обозначения философского движения, начатого Сигером и Боэцием, и отделения его от аверроизма применялись термины «радикальный Аристотелизм» и «гетеродоксальный аристотелизм»; сейчас большинство ученых также называет его аверроизмом.
Фома Аквинский выступил против доктрины монопсихизма в своей книге De unitate intellectus contra Averroistas. В этом контексте термин «аверроизм» использован корректно.
Несмотря на осуждение в 1277 году , многие аверроистские тезисы дожили до XVI века и присутствуют в философии Джордано Бруно и Джованни Пико делла Мирандола .