Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

шпалеры в словаре кроссвордиста

шпалеры

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

шпалеры

ж. мн. немецк. обои, для покоев.

Просадь подстриженных или развязанных, распластанных стенкою деревьев;

решетка, для развязки по ней дерев. Войско по дороге расставлено было шпалерами, в один ряд, порядок, шеренгу, по обе стороны. Шпалерный заводск. - узор. -ник, деревья шпалерами. Персиковый шпалерник. -щик, делающий обои или торгующий ими.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

шпалеры
  1. мн. устар. То же, что: обои.

  2. мн. устар. Ряды, шеренги - обычно военных - по сторонам пути следования кого-л., чего-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

шпалеры

ШПАЛЕРЫ (от нем. Spalier)

  1. ряды войск по сторонам пути следования кого-либо.

  2. Ряды деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки.

  3. Решетка для ползучих и вьющихся растений.

  4. Настенные безворсовые ковры-картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами.

  5. (Устар.) бумажные обои.

Большая Советская Энциклопедия

Шпалеры

(нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк_а (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш.: готлис ≈ вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис ≈ на горизонтальных станках. Моделью для Ш. служит картон ≈ живописный эскиз в размере ковра.

Производство Ш. возникло в Западной Европе в 12≈13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш. представляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» ≈ 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 ≈ нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» ≈ Ш. с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].

Основные центры средневекового шпалерного ткачества ≈ Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. ≈ Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. ≈ серии Ш. по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы Ш. 17≈18 вв.≈ мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18≈19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой Ш. Декоративные принципы Ш. возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.

В России производство Ш. началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой≈«Полтавская баталия» по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры ≈ 2-я половина 18 ≈ начало 19 вв. В рус. Ш. эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из т. н. «Гурьевского гарнитура», 1805≈06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания Ш. в СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград), в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля.

Лит.: Бирюкова Н., Французские шпалеры конца XV ≈ XX века в собрании Эрмитажа. [Каталог], Л., 1974; Коршунова Т., Ясинская И., Русские шпалеры, Л., 1975; Gübel Н., Wandteppiche, Tl 2, Bd 1≈2, Lpz.≈ В., 1928.

Г. А. Ecunoва.

Примеры употребления слова шпалеры в литературе.

Видно было, что здесь уже давно никто не живет и по коридору ходят лишь изредка, - по углам скопились паутина и пыль, паркет совсем рассохся, с потолка обваливалась штукатурка, обнажая полусгнившие кости дранки, когда-то элегантные шпалеры на стенах выцвели до такой степени, что невозможно было различить, что на них изображено.

Лишь полным напряжением воли Арьята держала свое отчаяние в узде - нестерпимо хотелось то ли разрыдаться, то ли с диким криком начать колотить эти драгоценные вазоны с заморскими цветами и обдирать шпалеры со стен.

Владычица сидела на небольшом возвышении, обтянутом зеленым бархатом, стены комнаты скрывали плотные шпалеры, на полу лежал толстый заморский ковер.

А еще в полумраке она заметила, что шпалеры не висят недвижимо, но колышутся - то вздуваются, то опадают, точно за ними гуляет ветерок или сквозняки.

И вот ведь что ужаснее всех ужасов: шпалеры тканые, а люди и предметы на них не стоят на месте, а двигаются как живые, только что без звука.

А тем временем они, похоже, дошли до конца дьяволовой галереи, и впереди Ребекка увидала стену, преграждавшую им путь, а на ней шпалеру, и от шпалеры той шло яркое сияние, но что она изображала, не разобрать.

Ки смотрела по сторонам, разглядывая тяжелые занавеси, вышитые шпалеры, массивную деревянную мебель.

Но не надо при этом представлять себе несообразное с окружающим роскошество, - шпалеры были протертые, изношенные, выцветшие, и полотнища расползались по всем швам, держась на стенах только считанными нитями и силой привычки.

Фландрские шпалеры с охотником на чирков по-прежнему украшали спальню Сигоньяка, но их тщательно отмыли, освежив краски.

Ярких цветов почти не встречалось, а если и попадались красочные шпалеры с изображением цветов, оленей, охотящихся леопардов или сражающихся дворян, то лишь изредка, и развешаны они были в строгом порядке.

Источник: библиотека Максима Мошкова