фихте в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814) немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В "Речах к немецкой нации" (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую "вещь в себе"; центральное понятие "учения о науке" Фихте (цикл сочинений "Наукоучение") деятельность безличного всеобщего "самосознания", "Я", полагающего себя и свою противоположность - мир объектов, "не-Я". Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания "Я" в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем.
Большая Советская Энциклопедия
Википедия
Фихте
- Фихте, Иоганн Готлиб , Фихте Старший
- Фихте, Иммануил Герман , сын Иоганна Готлиба Фихте; в отличие от последнего называется обыкновенно Младшим.
Примеры употребления слова фихте в литературе.
Определяя этику как деятельность, направленную на подчинение чувственного мира разуму, Фихте сводит утилитаристскую этику рационализма к формуле поистине космической и таким путем дает всеобъемлющее и глубокое обоснование характерному для его времени этическому энтузиазму.
После университета Фихте скитался по частным домам, обучая детей состоятельных родителей.
Лекциями Канта Фихте также остался недоволен, близости с учителем не возникало.
Далее на нескольких страницах Фихте повествовал о своих переживаниях, связанных с неприятной для него просьбой.
Здесь старый холостяк Кант смотрит на вещи гораздо шире, чем его последователь женатый Фихте, искренне считавший, что только мужчина должен получать радость в соитии.
Кант писал: спекуляции Фихте напоминают ловлю призрака: думаешь, что схватил его, а в руках ничего нет.
Канта появилось в Иене и совпало по времени с разгоревшимся там академическим скандалом, в результате которого Фихте обвинили в атеизме и он вынужден был покинуть кафедру.
Канта, Фихте не ведал о его ироническом признании в письме Бэку, что он сам себя не понимает.
Разве все, что можно сказать об этике, уже не сказано Лао-цзы, Конфуцием, Буддой, Заратустрой, Амосом, Исайей, Сократом, Платоном, Аристотелем, Эпикуром, стоиками, Иисусом, апостолом Павлом, мыслителями Ренессанса, Просвещения и рационализма, Локком, Шефтсбери, Юмом, Спинозой, Кантом, Фихте, Гегелем, Шопенгауэром, Ницше и другими?
С другой стороны, однако, очевидно, что такие корифеи этики, как Сократ, Кант и Фихте, оказали благотворное влияние на многих своих современников.
Однако лишь Фихте и Гегель создают законченные и отличающиеся своеобразием философские системы.
Издание полного собрания сочинений Иоганна Готлиба Фихте осуществил в течение 1845 и последующих годов его сын Иммануил Герман Фихте.
Кант не согласен с тем, что система Фихте является завершением его философии.
Наполнив содержанием основной принцип нравственного, Фихте получает возможность дедуцировать из него частные требования.
В результате Фихте различает общие обязанности, возлагаемые на человека, как такового, и особые, выпадающие на его долю в зависимости от его способностей, общественного положения и рода деятельности.
Источник: библиотека Максима Мошкова