Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Торндайк Эдуард Ли

Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (3

  1. 8.1874, Уильямсберг, штат Массачусетс, ≈ 9.8.1949, Монтроз, Нью-Йорк), американский психолог, работавший главным образом в области сравнительной психологии и проблем обучения . Профессор Колумбийского университета (с 1904). Т. разработал методику изучения поведения животных при помощи «проблемных клеток» (то есть клеток с «секретом», механизм которого должно «открыть» само животное), введя новую схему эксперимента: создание проблемной ситуации ≈ регистрация движения. Т. сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, то есть характерное для человека внезапное понимание и принятие решения на основе единственной пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Работы Т. способствовали преодолению антропоморфического истолкования поведения животных и внедрению объективных методов исследования поведения. По существу Т. дал основную схему бихевиоризма , хотя бихевиористы критиковали Т. за не вполне преодоленный субъективный подход. В советской психологии, а также в работах Ж. Пиаже , Г. С. Холла , Э. Толмена и др. была показана ограниченность закона проб и ошибок, его применимость лишь в узкой сфере искусственно построенных ситуаций.

    Работа Т. «Педагогическая психология» (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в том числе на концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, то есть с биологических позиций; центральным был для него «закон эффекта» ≈ зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения.

    Соч.: Animal intelligence, N. Y., 1911; Human nature and social order, N. Y., 1940; в рус. пер. ≈ Принципы обучения, основанные на психологии, 2 изд., М., 1929; Психология арифметики, М.≈Л., 1932; Процесс учения у человека, М., 1935.

    Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960, с. 397≈481; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 1

  2. Н. Г. Алексеев.