Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Стиль (языка)

Стиль языка,

  1. разновидность языка (стиль языка), используемая в какой-либо типичной социальной ситуации ≈ в быту, в семье, в официально-деловой сфере и т.д. ≈ и отличающаяся от др. разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики.

    Определение С. зависит от объёма самого понятия «язык», а также от центрального понятия ≈ норма языковая . Если нормой признаётся вообще правильная, неискажённая общенародная речь, то С. определяется как разновидность общенародного языка (тогда С. будет также просторечие ). Если же норма понимается более узко ≈ лишь как литературно-правильная речь, то С. определяется как разновидность литературного языка. Соответственно варьируется и классификация С. При первом понимании выделяется центральный ≈ нейтрально-разговорный С., по отношению к которому остальные С. характеризуются как стилистически «отмеченные», окрашенные; при втором ≈ под нейтральным пластом языка понимается общая часть всех С., с которой в различной пропорции соединяются в каждом С. «отмеченные» стилистические средства.

    В современных развитых национальных языках существуют 3 наиболее крупных С.: нейтрально-разговорный (или, при др. классификации, разговорный), более «высокий» ≈ книжный, более «низкий» ≈ фамильярно-просторечный. Благодаря этому один и тот же предмет может быть назван и описан в различных стилевых регистрах (ср. «жизнь» ≈ «бытие» ≈ «житьё»), что открывает широкие возможности перед художественной речью. В каждом из основных С. возможны более частные, но уже менее чёткие подразделения: в книжном ≈ научный, газетно-публицистический, официально-деловой и др.; в фамильярно-просторечном ≈ собственно разговорно-фамильярный, просторечный, студенческий жаргон и т.д. Каждый С. закреплен традицией за типовой общественной ситуацией: книжный ≈ за ситуацией официального общения, нейтрально-разговорный ≈ за ситуацией повседневного служебного, бытового общения, фамильярно-просторечный ≈ за ситуацией интимно-бытового и семейного общения. Все С. и подразделения называются иногда в советской лингвистике функциональными С. Некоторые исследователи рассматривают художественную речь как один из функциональных С. ≈ С. художественной литературы в целом.

    От собственно стилевых делений языка следует отличать различия эмоционально-экспрессивной окраски языковых средств (нередко также называемых «стилистическими»), которые могут быть представлены в пределах одного и того же С. и выражаются в таких оценках, как «высокое, возвышенное», «торжественное», «нейтральное», «сниженное», а также «грубое», «ироническое» и т.п. Исторически «возвышенное» тяготеет к книжному, а «сниженное», «грубое» ≈ к фамильярно-просторечному С.

    С. могут быть лишь там, где языковая система предоставляет возможность выбора языковых средств, и поэтому являются категорией исторической; они возникают вместе с понятием нормы. Три основных С. имеют три различных исторических источника. Книжный С. обычно восходит в значительной части к литературно-письменному языку предшествующей эпохи, нередко иному, чем повседневный язык основной части населения, например в России к старославянскому языку , во Франции, Италии, Испании ≈ к латинскому, в республиках Средней Азии ≈ к древнеуйгурскому. Нейтрально-разговорный С. восходит к общему языку народа; фамильярно-просторечный С. в значительной части ≈ к городскому просторечию.

    Национальные особенности происхождения и литературной обработки С. сказываются на разном понимании «нейтральности». Так, во французском языке нейтральный С. сдвинут в сторону книжной речи, в русском языке, по сравнению с французским,≈ в сторону разговорного просторечия, т.к. норма французского литературного языка складывалась в эпоху классицизма (17 в.), а русского литературного языка ≈ в эпоху становления реализма (эпоху Пушкина) при различном отношении к демократическим элементам языка. Ломка стилевых ограничений нередко выступает в истории как признак нового литературно-художественного и идейного направления.

    Трёхчастное деление С. существовало уже в Древнем Риме, но отождествлялось там с жанром литературы и проводилось лишь в пределах книжно-письменной речи посредством ассоциаций с различными предметами действительности (например, «воин», «конь», «меч» ≈ для «высокого» С., «земледелец», «вол», «плуг» ≈ для среднего, «ленивый пастух», «овца», «палка» ≈ для «низкого»). Одна и та же действительность, как правило, не могла быть описана в разных стилевых регистрах.

    Изучение С. (см. Стилистика ) на протяжении античности и средневековья входило в круг риторики и поэтики. В 17≈18 вв. оно составило предмет «теории трёх стилей», повсеместно принятой в Европе (ср. учение М. В. Ломоносова в России). В современном значении термин «С.» появляется в европейских языках в 1-й трети 19 в. в связи с общими идеями историзма, к середине 19 в. термин «С.» утвердился (Г. Спенсер , Х. Штейнталь ). С возникновением семиотики было установлено, что категория С. играет важную роль не только в литературе, но везде, где применяется язык, в том числе в науке (М. Фуко и др.).

  2. Манера говорить или писать, способ языкового поведения человека в той или иной общественной среде или ситуации (стиль речи). Поскольку С. языка ≈ обобщение особенностей речи типичной социальной ситуации, а С. речи ≈ выбор говорящим или пишущим наличных средств из С. языка, то С. языка и С. речи ≈ одно и то же явление (стиль), только рассматриваемое стилистикой с разных сторон.

  3. Вторичный уровень всякой языковой системы, в том числе искусственного языка , возникающий при предпочтительном выборе каких-либо из её средств для определённой цели ≈ информативной, оценочной, предписывающей и т.д. ≈ в рамках одного из трёх модусов употребления языка: семантического, синтаксического, прагматического (см. Семиотика ).

    Лит.: Жирмунский В. М., Национальный язык и социальные диалекты, Л., 1936; Виноградов В. В., Очерки по истории русского литературного языка XVII≈XIX вв., 2 изд., М., 1938; Степанов Ю. С., Французская стилистика, М,, 1965; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967; Вомперский В. П., Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей, М,, [1970]: Guiraud P., La stylistique, 6 ed., P., 1970; Foucault M., Les mots et les choses, P., 1971; Morris Ch., Writings on the general theory of signs, The Hague ≈ P., 1971. cm. также лит. при ст. Стилистика .

    Ю. С. Степанов.