софист в словаре кроссвордиста
софист
- Учитель философии в Древней Греции
- Философ-демагог
- Один из любимых коней Буденного
- Один из любимых коней Семёна Будённого
- Учитель мудрости
- Философ из группы древнегреческих просветителей V-IV веков до н.э., в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством красноречия
- Философ в античном мире
- Философ из группы древнегреческих просветителей V-IV вв. до н.э., в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством красноречия
- Человек, прибегающий в своих рассуждениях к софизмам
- В Древней Греции платный учитель философии
- Человек, который в своих рассуждениях прибегает к софизмам
- Платный учитель в Древней Греции
- Философ из группы древнегреческих просветителей V-IV вв. до н. э., в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством красноречия
- Формально рассуждающий
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
софиста, м. (греч. sophistes) (книжн.).
Человек прибегающий к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей, положений (неодобрит.).
В древней Греции первонач. мудрец, знаток, потом платный учитель философии, красноречия, искусства спора, а также - философ, расходившийся с общепринятыми взглядами в вопросах религии и морали и обвинявшийся противниками в пользовании созифмами (истор. филос.).
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. (книжя.). Человек, к-рый в своих рассуждениях прибегает к софизмам.
ж. софйстка, -и.
прил. со-фйстский, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Философ из группы древнегреческих просветителей V-IV вв. до н.э., в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством красноречия.
м. Тот, кто прибегает к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей, положений.
Википедия
- Софист (2-я пол. V века до н. э. — II век до н. э.) — древнегреческий платный преподаватель красноречия, последователь философского учения софистов.
- « Софист » (; ок. 360 до н. э.) — диалог древнегреческого философа Платона, 3-я часть его второй тетралогии; полное название «Софист, или О сущем».
«Софист» – один из поздних диалогов Платона, написанный, предположительно, в 80-60-е годы IV в.до н.э.. Диалог сюжетно продолжает диалог «Теэтет», разговор происходит утром следующего дня. Основная часть беседы ведется между Теэтетом и безымянным чужеземцем родом из Элей, который помогает участникам диалога решить вопрос об определении понятия «софист». В ходе рассуждений критикуются философские учения того времени, в том числе учение Парменида о бытии, доказывается существование небытия и возможность лжи в речах и мнениях, дается достаточное определение понятию «софист».
В диалоге, диалектическими построениями, Платон выявляет пять высших родов сущего, находящихся в определенных отношениях между собой и остальными родами сущего. Эта категориальная система Платона не получила развития в дальнейшем, так как ее вытеснила аристотелевская, построенная на совершенно иных принципах, и только Плотин в трактате «О родах сущего» пользуется этими пятью категориями. Из всех платоновских диалогов именно «Софист» переживает своего рода возрождение во 2-й пол. 20 в.; с ростом интереса к философии языка и недоверия к традиционной аристотелевской логике в нем видят своего рода программу альтернативной логики.
Примеры употребления слова софист в литературе.
Софисты отстаивают взгляд, согласно которому люди равны от природы, а развиваемый Антифонтом и Алкидамом, этот взгляд отчасти становится критикой основного принципа рабовладельческого общества.
Сразу за Павсанием завладеть вниманием - говорить такими созвучиями учат меня софисты - должен был, по словам Аристодема, Аристофан, но то ли от пресыщения, то ли от чего другого на него как раз напала икота, так что он не мог держать речь и вынужден был обратиться к ближайшему своему соседу Эриксимаху с такими словами: - Либо прекрати мою икоту, Эриксимах, либо говори вместо меня, пока я не перестану икать.
Согласно их догадкам, Еврипид выводил Иксиона дерзким софистом, который в корне оспаривал идеи долга и добродетели.
Тем же, кому нравились в правителе простота и благородство, Лисандр по сравнению с Калликратидом казался лукавым софистом: на войне он шел к цели большею частью путем обмана, превозносил справедливость, если это было ему выгодно, а в противном случае объявлял прекрасным полезное, считал, что по самой природе своей правда не лучше лжи, но отдавал честь той или другой, в зависимости от выгоды, какую они способны принести.
От поэта-ясновидца лишь постепенно отслаиваются фигуры пророка, жреца, прорицателя, мистагога, стихотворца, так же как философа, законодателя, оратора, демагога, софиста и ритора.
Итак, в первой половине моей речи на этот текст я ставлю своей задачей главным образом раскрыть и выявить великую пустоту и суетность этой философии, которой нелепые и празднословные софисты так надменно величались и кичились.
Это были греческие софисты, ученые, риторы - обычные спутники Юлиана: и постник неопифагореец Приск из Эпира, и желчный скептик Юний Маврик, и мудрый Саллюстий Секунд, и тщеславнейший из людей, знаменитый антиохийский ритор Либани.
Когда мы постучали в дверь, он, отворивши и увидев нас, воскликнул: - Опять софисты какие-то!
Но, любезный, - говорю я, - не к Каллию мы пришли, да и не софисты мы.
Ведь софисты -- это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними водится.
Уж не софисты ли, по-твоему, учители добродетели -- только потому, что единственные из всех объявляют себя таковыми?
Ну а если ни софисты, ни достойные люди не будут учителями этого дела, не ясно ли, что и все остальные тоже не будут?
А люди эти - софисты, на которых и брат твой, Каллий, извел много денег и слывет теперь мудрецом.
Ясно ведь, что, если бы софисты не возражали правильно, или не казалось бы, что они правильно возражают, или даже если бы и создавалось такое впечатление, но они представлялись бы разумными лишь в силу этих возражений, то, говоря твоими же словами, едва ли кто-нибудь пожелал бы у них учиться, платя им деньги.
Что касается рода софистов, я, разумеется, всегда считал его весьма искушенным в составлении разнообразных речей и в других прекрасных вещах, но из-за того, что эти софисты привыкли странствовать из города в город и нигде не заводят собственного дома, у меня есть подозрение, что им не под силу те дела и слова, которые свершили и сказали бы в обстоятельствах войны, сражений или переговоров как философы, так и государственные люди.
Источник: библиотека Максима Мошкова