серапис в словаре кроссвордиста
серапис
Энциклопедический словарь, 1998 г.
СЕРАПИС (Сарапис) божество в эллинистическом Египте, культ которого был введен в 4 в. до н. э. Египтяне отождествляли Сераписа с богом Осирисом, иногда с Аписом, греки - с Зевсом.
Мифологический словарь
(греч.) — бог плодородия и покровитель умерших, культ которого возник в результате слияния египетских и греческих религиозных представлений. В образе и имени С. объединились черты египетских богов Осириса и Аписа (первоначально оно произносилось Осарапис). Впоследствии С. объявили также владыкой стихий и явлений природы, повелителем наводнений, сближая его с Посейдоном и Зевсом, а как бога солнца — с Аполлоном. С. считался спасителем от несчастий, предсказателем будущего, целителем больных. Его изображали зрелым мужем, подобным Зевсу и Аиду, с бородой, в греческом одеянии, с корзиной плодов на голове.
Большая Советская Энциклопедия
Сарапис, божество, культ которого был установлен в эллинистическом Египте Птолемеем I (правил в 305≈283 до н. э.). Египтяне отождествляли С. с богом плодородия Осирисом , иногда со священным быком Аписом . Подобно Осирису, он почитался как владыка мёртвых, податель плодородия и божество-целитель. Греки отождествляли его с Зевсом. Культ С. был широко распространён во всём эллинистическом мире.
Википедия
Серапис , Сарапис ( дорич. ) или Сарапо ( бактр. Sarapo) – эллинистический бог изобилия, плодородия, подземного царства и загробной жизни. Сераписа изображали как греческого бога, но с египетской атрибутикой, сочетавшей в себе иконографию многих культов, символизирующих изобилие и воскрешение . Серапису был посвящён храм Серапеум построенный Птолемеем III в Александрии (вблизи города Каноб ). В римский период популярность Сераписа продолжала расти, и не редко он выступал в качестве мужа Исиды в храмах за пределами Египта. У Сераписа и Исиды был сын Гарпократ , аналог египетского Хора .
Примеры употребления слова серапис в литературе.
В 273 г, император Аврелиан приказал сжечь здание библиотеки, и драгоценные свитки были перенесены в храм бога Сераписа.
Однако ни церемоний в честь Аттиса и Сераписа, ни ритуальных омовений, ни кропления кровью жертвенного быка, ни размышлений над символами не было достаточно, чтобы стать мистом.
В эту ночь шестеро Александровых друзей, среди которых был носитель священного щита Певкест, отправились в город, в святилище Сераписа, известное чудесными выздоровлениями, которые там совершались.
Прежде чем александриец пропел свой восторженный гимн пустыне, он уже звучал в устах отшельников-даосов и буддийских бхикшу, йогинов и служителей Сераписа, джайнистов и пифагорейцев.
Проходя мимо святилища, перед которым стояла статуя Сераписа с кошницей плодов на голове, символизировавшей плодородие, Цецилий остановился и послал богу воздушный поцелуй.
В образе Гора, который был одновременно сыном Сераписа и тождествен Серапису, христианство нашло очень показательное сходство.
В Александрии также произошел матеж, причем отряд воинов был заперт и сожжен восставшей чернью в бывшем храме Сераписа.
Источник: библиотека Максима Мошкова