рэнга в словаре кроссвордиста
Большая Советская Энциклопедия
(нанизанные строфы), жанр японской поэзии, был в моде в 15≈16 вв. В создании Р. участвовало несколько поэтов (чаще трое), каждый по очереди сочинял по строфе в соответствии с образами только предыдущей строфы. Получалась цепь строф по форме танка , но длиннее, до 100 и 1000 строф. Классическая Р. чаще всего ≈ пейзажная лирика; её сочинение, как и танка, подчинялось строгим правилам. Рядом с ней развивалась шуточная Р. (хайкай рэнга), свободная в выборе тем и образов; из первой строфы шуточной Р. возник жанр трёхстишия хокку , или хайку.
Лит.: Басё, Лирика, М., 1964; Григорьева Т. и Логунова В., Японская литература, М., 1964; Литература Востока в средние века, т. 1, М., 1970; Конрад Н. И., Очерки японской литературы, М., 1973; его же. Японская литература, М., 1974.
Википедия
Рэнга — жанр старинной японской поэзии . Рэнга состояла по меньшей мере из двух строф (ку, ); обычно же строф было намного больше. Первая, «открывающая» строфа рэнга (5-7-5 слогов) назывались хокку , именно она в своё время послужила основой для создания самостоятельного жанра японских трёхстиший- хайку .
С течением времени танка , поэтическая форма, очень популярная в Японии в средние века. Умение делать неожиданные повороты сюжета, сохраняя при этом сложную взаимосвязь с предыдущей строфой, очень ценилось. В «сцепленных строфах» чередовались трехстишия и двустишия. Соединяя их по два, можно было получить сложное пятистишие — танка .
Так тягостно жить зимою
На дальнем морском берегу!
Кажется, стал бы глотать
Рыбу вместе с костями
Этот иссохший старик.
Привратник в дворец обветшалый
Юношу тайно впустил.
Ширмы упали вдруг…
Неопытные служанки
Толкнули их невзначай.
Какая убогая баня!
Циновка на грубом полу.
(Сцепленные строфы из сборника «Соломенный плащ», перевод Веры Марковой )
Можно заметить, что от того, с какой строфой — предыдущей или последующей — «сцепить» очередную часть рэнга , меняется смысл пятистишия. Так, первая и вторая строфы повествуют о старом рыбаке, вторая и третья — о старом стороже, третья и четвёртая — о тайном свидании, которое от соединения четвёртой строфы с пятой неожиданно превращается в убогую баню.
Наиболее популярной формой рэнга в эпоху Эдо являлась форма касэн — цепочка из 36 строф. Как правило, касэн должна была дважды отсылать слушателя к цветам , хана-но дза , и трижды — к луне, цуки-но дза .
Считается, что самые ранние примеры рэнга возникли к концу периода Хэйан , и по существу являлись вака , созданными двумя поэтами. Подобный стиль поэзии получил название тан рэнга . Однако, некоторые исследователи полагают, что первейшими образцами рэнга являлись песни о богах Идзанаги и Идзанами в антологии « Кодзики ».
В рэнга всегда были очень сильны традиции древности. О необходимости обращаться к древним поэтам говорил теоретик рэнга Нидзё Ёсимото : «Цель рэнга — старую, хорошо известную истину выразить новым способом… Конечное назначение рэнга — оживить известное» Это не означает, что в рэнга надо избегать оригинальности. Наоборот, говорил Ёсимото, именно неожиданное производит самый лучший эффект. Но главное с точки зрения Ёсимото, сохранить дух поэзии былых времен и «не сворачивать с того пути, который позволял великим поэтам выражать этот дух»
Ёсимото также писал, что рэнга выражает связанными строфами всеобщую связь вещей, единство мира в его бесконечных изменениях : «Если вникните в форму рэнга, то увидите, что один стих продолжает другой, отражая великое разнообразие вещей: одно процветает, другое увядает, одно светится радостью, другое омрачается печалью, но все существует рядом друг с другом, все пребывает в движении. Это и есть дао нашего времени. Прошлое становится настоящим, весна — осенью, цветы — желтыми листьями, все уносит поток времени, и отсюда — ощущение быстротечности». Рэнга живёт в ритме самой жизни «с её незаметными переменами, непредвиденными поворотами, кажущейся сумятицей событий. Жизнь так же изменчива и непредсказуема, как рэнга», — продолжал мысль Ёсимото другой исследователь рэнга, Макото Уэда .