пневма в словаре кроссвордиста
пневма
Словарь медицинских терминов
особое тонкое вещество, по представлению древнегреческих мыслителей, проникающее в организмы при дыхании и оживляющее их; заболевания связывались с избытком, недостатком или неравномерностью распределения П.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПНЕВМА (греч. pneuma - дыхание, дуновение, дух) термин древнегреческой медицины и философии, в стоицизме жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнем, космическое "дыхание", дух; в христианстве "святой Дух", третье лицо Троицы.
Википедия
- Смотрите другие значения термина "" Пневма "
Пневма — термин древнегреческой медицины и философии.
В стоицизме пневма — жизненная сила , отождествляемая с логосом -первоогнём, космическое «дыхание», дух. В раннехристианской философии — « Святой Дух », третье лицо Троицы .
Широко толкуемый термин. По понятиям античных авторов, пневм – три: 1) естественная пневма, находящаяся в печени и являющаяся общей для всех видов животных, распространяется по всему телу по венам; 2) животная пневма, находящаяся у человека и животных в сердце и распространяющаяся по телу через артерии; 3) душевная пневма, находящаяся в мозгу и распространяющаяся во все органы по нервам.
Примеры употребления слова пневма в литературе.
Поскольку исходная космическая огненная пневма стала отождествляться у Посидония с платоновским миром идей, постольку первоначальный физический организм космоса уже перестал трактоваться только вещественно.
Примат субъективной разумности был настолько силен, что изначальная огненная пневма трактовалась у стоиков уже как некоего рода провидение.
Скоро стало казаться недостаточным утверждать в качестве основы бытия огненную пневму, и возникла потребность интеллектуализировать ее, превратить в мир идей, тем более что стоицизм уже с самого начала не мог отрицать идеальный характер своей космической огненной пневмы, а не мог он это отрицать по причине предельного обобщения понимания этой пневмы.
И, собственно говоря, эта символическая значимость огненной пневмы космоса вовсе не была введена впервые именно стоическим платонизмом, а была только им специально расширена и принципиально утверждена при помощи платоновского учения об идеях.
Но с появлением стоического платонизма стала выясняться не только необходимость отождествления исходной огненной пневмы с миром идей, но и ограниченность такого отождествления.
Как мы видели выше, представитель среднего эллинизма Посидоний стал трактовать огненную пневму прежних стоиков как мир платоновских идей, почему его и называют основателем стоического платонизма.
В стоическом платонизме мир идей занял первостепенное место наряду с огненной пневмой, и это единство идеи и материи осознавалось чем дальше, тем глубже.
Он сообщает избранным, обладающим пневмой, тайны высшего мира и открывает пути возвращения туда.
Все это длилось и тянулось к наивысшему мигу, когда нептунический рык впрямую захлестнул звенящею сольною нотой и обрушился, или хотя бы сокрушился, нарушился силой ликующего Аллилуйя, исходившего от тех, кто ему противоречил, - и затем покорился, смирился и влился в мощнейший, совершеннейший аккорд, в опрокинутую пневму.
Источник: библиотека Максима Мошкова