Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

плеоназм в словаре кроссвордиста

плеоназм

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

плеоназм

м. греч. многословие, лишек речей, повторенье.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

плеоназм

плеоназма, м. (греч. pleonasmos - излишество) (лит.). Оборот речи, содержащий однозначные слова, выражения, напр.: спор был долгий и продолжительный, я его расцеловал и облобызал, надо докончить, завершить, выполнить начатую работу.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

плеоназм

-а, м. (спец.). Оборот речи, в к-ром без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (напр., человек двадцать людей) или такие, в к-рых значение одного слова уже входит в состав другого (напр., своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе).

прил. плеонастический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

плеоназм

м. Оборот речи, содержащий однозначные, часто излишние слова (иногда применяющийся как стилистический прием для придания речи выразительности).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

плеоназм

ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos - излишество) употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Напр., плеоназм в словосочетании "своя автобиография" (в слове "автобиография" уже содержится понятие "своя").

Большая Советская Энциклопедия

Плеоназм

(от греч. pleonasmós ≈ излишество), многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности. Причисляется к стилистическим «фигурам прибавления» (см. Фигуры стилистические ), но рассматривается как крайность, переходящая в «порок стиля»; граница этого перехода зыбка и определяется чувством меры и вкусом эпохи. П. обычен в разговорной речи («своими глазами видел»), где он, как и др. фигуры прибавления, служит одной из форм естественной избыточности речи. В фольклоре П. приобретает стилистическую выразительность («путь-дорога», «море-океан», «грусть-тоска»); в литературе некоторые стили культивируют П. («пышный стиль» античные риторики), некоторые избегают его («простой стиль»). Усиленная форма П. ≈ повторение однокоренных слов («шутки шутить», «огород городить») ≈ называется парегменон или figura etimologica. Иногда крайнюю форму П. (повторение одних и тех же слов) называют тавтологией . Однако в современной стилистике понятие тавтологии нередко отождествляют с П.

Википедия

Плеоназм

Плеона́зм — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла ; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.

Термин «плеоназм» пришёл из античной стилистики и грамматики. Античные авторы дают плеоназму различные оценки. Квинтилиан , Донат , Диомед определяют плеоназм как перегруженность речи излишними словами, следовательно как стилистический порок. Напротив, Дионисий Галикарнасский определяет эту фигуру как обогащение речи словами, на первый взгляд излишними, но в действительности придающими ей ясность, силу, ритмичность , убедительность, пафос , неосуществимые в речи лаконической .

Близкими к плеоназму стилистическими фигурами являются тавтология и, отчасти, перифраз . Соотношение терминов плеоназм и тавтология понимается языковедами по-разному. Плеоназм — языковедческий термин, тавтология — и языковедческий, и логический (хотя в логике это слово используется совсем в другом смысле ).

Примеры употребления слова плеоназм в литературе.

Именно избыточность, плеоназм и разного рода повторы смысла как особый поэтический прием оказывается очень част в речи героев и в собственно авторской.

Здесь сходятся, кстати, в конце концов, оба активно используемые Платоновым аграмматичные приема - и плеоназм, и эллипсис: они оказываются тождественны с точки зрения производимого эффекта, а именно порождаемой в сознании читателя многозначности.

Кроче обвиняет аллегорию в том, что она является утомительным плеоназмом, игрой пустых повторений, что она, к примеру, сперва показывает нам Данте, ведомого Вергилием и Беатриче, а затем поясняет и намекает, что Данте -- это, мол, душа, Вергилий -- философия, или разум, или природный свет, а Беатриче -- теология или благодать.

Однако в некоторых местах мы имеем дело как бы с плеоназмом в чистом виде.

Это был бы законодательный плеоназм, это было бы законодательство в квадрате, это был бы законодательный тормоз, как будто нарочно созданный для замедления нашего законодательного процесса.

Плеоназмы и повторы как выразительные средства языка и как суррогаты новых семантических высказываний.

Источник: библиотека Максима Мошкова