пассакалья в словаре кроссвордиста
пассакалья
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. разг. см. пассакалия.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПАССАКАЛЬЯ (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar - проходить и calle - улица)
первоначально испанская песня, с кон. 16 в. танец; темп медленный, размер трехдольный.
Инструментальная музыкальная пьеса, основана на бассо остинато; обычно величественная, иногда скорбного, трагического характера.
Большая Советская Энциклопедия
[итал. passacaglia, франц. passacaille, от исп. pasacalle (от pasar ≈ проходить и calle ≈ улица)],
старинный испанский танец, получивший распространение в западно-европейских странах в 17≈18 вв. Темп медленный, размер нечётный. Был популярен во Франции при дворе Людовика XIV.
Инструментальная пьеса (чаще всего для органа или клавесина), основана на бассо остинато , как правило, величественного, иногда скорбного, трагического характера, в размере 3\4 или 3/2. Такие П. создавали Д. Букстехуде, Ф. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. К П. обращались и композиторы конца 19≈20 вв.≈ С. Франк, М. Равель во Франции, П. Хиндемит в Германии, Д. Д. Шостакович в СССР (8-я симфония, фортепьяно трио, концерт для скрипки с оркестром).
Википедия
Пассака́лия (, , от pasar ― проходить и calle ― улица) в академической музыке ― одна из форм вариаций на выдержанный бас (basso ostinato), а также произведение, написанное в такой форме. Классическая пассакалия — вариации, построенные по принципу диминуирования .
Примеры употребления слова пассакалья в литературе.
Это полифонические вариации -- пассакалья и чакона, это инвенции и другие пьесы, использующие прием имитации.
Фуги, пассакальи, техника линеарного многоголосия насыщают сочинения разных жанров.
Фуги, пассакальи, техника линеарного многоголосия насыщают сочинения разных жанров.
Источник: библиотека Максима Мошкова