Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

панисламизм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

панисламизм

панисламизма, мн. нет, м. (полит.). Религиозно-политическое реакционное течение среди феодально-буржуазных мусульманских слоев, стремящееся к созданию единого мусульманского государства и являющееся орудием захватнической политики империалистических, особенно фашистских государств; см. (пан) и ислам. В СССР разоблачены и разгромлены остатки контрреволюционной националистической буржуазии, пытавшейся использовать панисламизм для борьбы с советской властью.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

панисламизм

религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о "единстве" мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в кон. 19 в.

Большая Советская Энциклопедия

Панисламизм

религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. государственных и политических объединений. Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, П. имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Таким образом, в П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, «.. освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п.» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 4

  1. с. 166).

    Первым идеологом П. был Джемаль-ад-дин аль-Афгани , стремившийся приспособить П. к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате П. в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II , а затем и младотурок . Последним крупным проявлением антиколониального содержания П. было движение хали-фатистов в Индии (см. Халифатское движение ).

    В России П. лежал в основе буржуазно-либеральной националистической идеологии некоторых мусульманских народов ≈ джадидизма, а после победы Октябрьской революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюционных националистов Закавказья и Средней Азии.

    Накануне и во время 2-й мировой войны 1939≈45 П. служил средством раскола национально-освободительного движения народов Востока и сохранения империалистических позиций в мусульманских странах. На современном этапе отдельной идеологи П. ещё пытаются использовать П. в антиимпериалистических целях, однако в целом П. вредит афро-азиатской солидарности и продолжает отрицательно сказываться на развитии общественной мысли в мусульманских странах, затрудняя формирование классового и национального самосознания.

    Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М., 1966; Смирнов Н. А., Современный ислам, 2 изд., М., 1930; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; её же, Религии современного Востока (Идеология и политика), «Мировая экономика и международные отношения», 1973, ╧ 1; Степанянц М. Т., Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока, М., 1974; Ali М., My life, Lahore, [1946]; Malik Н., Moslem nationalism in India and Pakistan, [Wash.], 196

  2. Л. Р. Полонская.

Википедия

Панисламизм

Панислами́зм ( — «всё» и — « ислам ») — религиозно-политическая идеология , в основе которой лежат представления:

  • о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и
  • о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы ( халифа ).

В то время, как панарабизм пропагандирует единство и независимость арабов вне зависимости от их религии, панисламизм сосредотачивается на исламском мире.

Движение панисламизма имеет исторические корни в ранние годы ислама, когда пророк Мухаммед объединил в едином государстве все племена арабского полуострова, а вскоре после этого, Умар объединил Северную Африку и большую часть Ближнего Востока .

Во время колониального периода в арабском мире политику панисламизма проводил Джамаль Аль-Шума Аль-Афгани . Известно, что социальная политика Аль-Афгани была очень прогрессивной по тем временам.

Между Первой и Второй мировой войной , Амин аль-Хусейни , муфтий Иерусалима , пытался получить поддержку нацистов для объединения мусульман в новом халифате . Амин аль-Хусейни стремился изгнать британцев из подмандатных территорий на ближнем востоке.

Поскольку страны- колонизаторы в XX столетии утратили контроль над многими территориями, арабские и мусульманские националисты были обнадёжены.

После учреждения еврейского государства в Палестине и последующего признания Израиля как страны Организацией Объединённых Наций , а также поражения арабских государств в 1948 и в 1967 годах , арабские религиозные лидеры стали утверждать, что для разрушения Израиля требуется возвращение мусульман к исламскому фундаментализму .

« Братья-мусульмане » в Египте бросили вызов светскому правительству политической партии Wafd и, позже, администрации президента Hacepa . В Египте и в других арабских странах панисламисты находили последователей, прежде всего, среди сограждан из низших и средних классов. Однако, до конца 1970-х гг. почти все попытки панисламистов захватить власть были безуспешны. Президенты Египта Нассер и Анвар Садат проводили репрессивную политику в отношении панисламистов, казнив и посадив в тюрьмы многих из них. За участие в движении «Братьев-мусульман» был казнен известный исламский учёный Сейид Кутб .

Первым успехом панисламистов можно считать 1979 год , когда в результате Исламской революции в Иране был изгнан шах Пехлеви Мохаммад и власть перешла к радикальным шиитам во главе с аятоллой Хомейни .

Последователи мусульманского движения Деобанди при содействии американских и пакистанских правительств участвовали в военном конфликте против Советского Союза в Афганистане . В других случаях, конфликты между мусульманскими фракциями шиитов и суннитов препятствуют долгосрочному объединению исламского мира.

В ходе развития Интернет-технологий, панисламизм получил ещё один инструмент для развития, используя социальные и организационные ресурсы мировой паутины. В 2011 году благодаря инвестициям мусульманских предпринимателей из России и Турции началась разработка социальной сети Salamworld, которая нацелена на создание единого Интернет-пространства для исламской молодежи.

По состоянию на сентябрь 2012 года, радикальные исламисты контролируют значительные части Мали и Сомали, принимают активное участие в гражданской войне в Сирии, имеют ячейки в Йемене, Ливии и Ираке.

Примеры употребления слова панисламизм в литературе.

Гений Парвуса уже сделал невозможное: против России выступают два кровных вековых врага - Болгария и Турция, - круша все идеи панславизма и панисламизма.

Источник: библиотека Максима Мошкова