неоконфуцианство в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
школа китайской философии, сложившаяся в основном в период конфуцианства с его, главным образом, этико-политическими концепциями. В неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Видный представитель неоконфуцианства - Чжу Си. Утверждая незыблемость социальных порядков, неоконфуцианство занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до нач. 20 в. Пользовалось большим влиянием в Японии, Корее и Вьетнаме.
Большая Советская Энциклопедия
идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Суй (10≈13 вв.). Н. сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь в то же время их влиянию. Ранними предшественниками Н. можно считать писателя и философа 8≈9 вв. Хань Юя и его ученика Ли Ао, которые поставили задачу обновления и дальнейшего развития конфуцианства с целью преодоления влияния даосского и буддийского учений в Китае. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими концепциями, в Н. значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Один из основателей Н. мыслитель 11 в. Чжоу Дунь-и, или Чжоу-цзы, выдвинул понятие «великого предела» (тай цзи) как первоосновы мира. Этому абсолютному «великому пределу» подчиняется мир природы и мир этических отношений как единая система, как две стороны единого целого. Учение Чжоу-цзы восприняли и развивали Чжан Цзай и братья Чэн Хао и Чэн И. Наиболее видным представителем Н. был крупный сунский учёный 12 в. Чжу Си ≈ комментатор, историк, философ-дуалист. Он привёл в систему основные философские представления своих предшественников. Чжу Си считал, что «великий предел» содержит два начала (идеальное бестелесное «ли» и материальное «ци»), признавая «ли» предшествующим всему и возвышающимся над всем, но могущим существовать только с «ци». Виднейшим представителем субъективно-идеалистического направления Н. считают философа конца 15 ≈ начала 16 вв. Ван Ян-мина, который идею Конфуция и Мэн-цзы о врождённости знаний дополнил утверждением о том, что мир является порождением сознания.
Н. поддерживало реакционную концепцию древнего конфуцианства о незыблемости существующих социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, на «благородных мужей» и «мелких людишек». Неоконфуцианцы пересмотрели толкование основного свода конфуцианской канонической литературы ≈ «Пятикнижия» («У цзин»). По предложению Чжу Си новым конфуцианским каноном было провозглашено «Четверокнижие» («Сы шу»).
В конце 13 ≈ начале 14 вв. Н. стало официальной идеологией. Н. сохраняло своё господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 в. Оно оказало большое влияние на философские взгляды в Японии, Корее и Вьетнаме.
Лит. см. при ст. Конфуцианство .
Л. И. Думан.
Википедия
Неоконфуцианство — западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI—XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин , что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных интеллектуальных традиций, существовавших в Китае того времени. Она оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Японии , Кореи и Вьетнама .
Делая упор на конфуцианство , система неоконфуцианства интегрировала в себя элементы даосизма и буддизма .
В конце правления династии Сун, в 1241 году , под названием «лисюэ» неоконфуцианство в чжусианской версии было положено в основу официальной идеологии.
Неоконфуцианству посвящена отдельная глава в «Истории Сун», написанной под редакцией Тогто и Оуян Сюаня в правление династии Юань . В ней она снова выступает под названием Даосюэ.
Примеры употребления слова неоконфуцианство в литературе.
Ортодоксальное неоконфуцианство, которое на протяжении долгого времени играло роль официальной идеологии страны, многим казалось слишком схоластичным, оторванным от реальной жизни и заблудившимся в лабиринтах собственных умозрительных построений.
Лейбниц был хорошо знаком с китайской философией и культурой благодаря переводам, которые он получал от монахов-иезуитов, и что его философия вполне могла вдохновляться идеями неоконфуцианства, представленными в сочинениях Чжу Си, с которым ему удалось ознакомиться.
Идея Дао имела в дальнейшем огромное значение в чань-буддизме, неоконфуцианстве, а также во всех боевых искусствах Востока.
Источник: библиотека Максима Мошкова