Википедия
Мифо́графы — название ряда древних грамматиков, занимавшихся объяснением мифов .
Как пишет проф. В. Н. Ярхо , термин мифограф означает по своему составу «пишущий мифы», под мифографией в антиковедении понимается в первую очередь художественная интерпретация мифов, а во вторую - их изложение, уже получивших воплощение в художественных произведениях.
Мифографы составляли пересказы отдельных поэтических произведений — драм или эпосов и пытались привести их мифические сюжеты во взаимную связь. Отдельные работы такого рода составляли ещё Аристофан Византийский , Асклепиад Трагильский ( Асклепиад из Трагила ) и киклографы .
Проф. В. Н. Ярхо отмечает мифографию как традицию, которая начинается именами Метродора из Лампсака и Стесимброта с о-ва Фасоса (оба — V в. до н. э.), древнегреческих комментаторов Гомера .
Прагматическое изложение мифов прежде всего дал Эвгемер , родоначальник эвгемеризма ; позже, под влиянием стоиков , развилось аллегорическое толкование , основывавшееся на беспочвенной этимологии и во времена императора Октавиана Августа приведенное в систему для объяснения Гомера.
По словам Геродота , «Гомер и Гесиод научили эллинов богам: они распределили между богами священные имена, принадлежащие каждому, и закрепили за каждым область владычества, и подобающий каждому вид почитания; они наглядно описали образ каждого божества».
Древнейшие, наиболее обширные труды мифографов не дошли до нас. Константинопольский патриарх Фотий ещё имел под руками сравнительно полный экземпляр «Библиотеки», приписываемой Аполлодору . Дошедшие из неё отрывки с кратким очерком истории богов и героев , вероятно, относятся ко временам императоров Адриана или Александра Севера (см. Псевдо-Аполлодор ).
Также в искалеченном виде дошёл до нас более ранний труд Палефата , , написанный в рационалистическом духе, причём некоторые догадки его очень остроумны: например сказание о создании Дедалом статуй, двигавшихся как живые существа, он объясняет тем, что Дедал первый стал отделять у изваяний руки и ноги от туловища. Следующие мифографы, Гераклид Понтийский и анонимный автор книги , идут по пути Палефата , видя, например, в гомеровской Сцилле прекрасную гетеру , обиравшую чужеземцев, и т. д. Сюда же можно отнести и сочинения Корнута « О приходе богов ».
Мифографами также были Геродор Гераклейский , Анаксимен Лампсакский , Конон .
Сухие пересказы представляют собой «Метаморфозы» Антонина Либерала . Немного более ранний по времени Птолемей Хенн представляет особый тип мифографов: его «Новая история» наполнена вымышленными мифами с ссылками на писателей, в основном не существовавших.
В собраниях римских мифографов прежде всего помещаются «Мифы» Гигина , собравшего в бессвязный сборник 244 рассказа, в основном из греческой мифологии; далее «Mythologica» Фульгенция , составленные, вероятно, в VI в. н. э., «Argumenta Metamorphoseon Ovidii» Лактанция или Луктация Плацида , давшего пересказы из Овидия , и другие.