Энциклопедический словарь, 1998 г.
поэтическое обозначение памятника Петру I в Ленинграде (1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе), воспетого А. С. Пушкиным в поэме "Медный всадник" (1833). Бронзовая конная статуя Петра, установленная на гранитной скале ("гром-камень" массой 1600 т), отличается драматичностью, многогранностью образа преобразователя страны.
Википедия
Медный всадник:
- Медный всадник — памятник Петру I в Санкт-Петербурге
- Медный всадник — поэма А. С. Пушкина
- Медный всадник — балет на музыку Р. М. Глиэра
- Медный всадник — кинопремия.
- Медный всадник — издательство.
Ме́дный вса́дник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге . Его открытие состоялось 1782 года .
Своё название памятник получил благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина , хотя на самом деле изготовлен из бронзы .
«Медный всадник» — премия, учреждённая в 1989 году как внутристудийная премия студии « Ленфильм », в последние годы отмечает не только ленфильмовские, но и все картины, созданные в Санкт-Петербурге или силами петербургских кинематографистов.
«Ме́дный вса́дник» — поэма ( стихотворная повесть ) А. С. Пушкина .
Была написана в Болдине осенью 1833 года . Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Её начало Пушкин напечатал в « Библиотеке для чтения », 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырёх стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»).
Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, 1837 году с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским . Без цензурных правок, искажающих авторский замысел, поэма была впервые напечатана только в 1904 году.
На основе поэмы А. С. Пушкина российский советский композитор Р. М. Глиэр создал одноименный балет , величественный фрагмент которого, « Гимн Великому городу », стал гимном Санкт-Петербурга .
«Медный всадник» — балет в 3-х актах 13 картинах с прологом композитора Рейнгольда Глиэра на либретто Петра Аболимова по одноимённой поэме Александра Пушкина . Премьера спектакля в постановке Ростислава Захарова и оформлении Михаила Бобышова состоялась на сцене Ленинградского театра оперы и балета 14 марта года. Главные партии исполнили Константин Сергеев (Евгений), Наталия Дудинская (Параша), Алла Шелест (Царица бала), дирижировал Евгений Дубовской .
Через три месяца спектакль был перенесён Захаровым на сцену Большого театра . Премьера состоялась 27 июня года, главные партии исполняли Владимир Преображенский (Евгений), Ольга Лепешинская (Параша), Марина Семёнова (Царица бала), Александр Радунский (Пётр I), дирижировал Юрий Файер .
«Гимн Великому городу» из этого балета является официальным гимном Санкт-Петербурга .
Изда́тельство «Ме́дный вса́дник» — русское зарубежное издательство , существовавшее в Берлине с 1922 года по конец 1920-х годов .
Издательство было основано С. А. Соколовым . Финансировали издательство герцог Лихтенбергский, Н. А. Белоголовцев и Фальц-Фейн . «Медный всадник» ставил своей целью «объединение русских писателей националистического направления, приявших достижения мировой культуры, но, рядом с этим, не угасивших в себе пламень русского духа и верящих в его неистребимость и преемственное торжество» и именовал себя «русским национальным издательством».
Достижением издательства стал выпуск сборников «Белое дело» , под редакцией А. А. фон Лампе , в которых, на основе документов и рассказов участников, издательство желало правдиво и искренно рассказать правду о Белом движении , его целях, задачах и итогах. Первый том открывался статьёй И. А. Ильина «Белая идея». В 1926—1928 гг. вышло шесть выпусков сборника «Белого дела», представлявших летопись белой борьбы. Последние два выпуска — «Записки» генерала П. Н. Врангеля , вышли посмертно.
После 1928 года какая-либо информация о деятельности издательства отсутствует, очевидно оно прекратило существование.