кустодиев в словаре кроссвордиста
кустодиев
- Автор "Портрета В. А. Кастальского", проводивший за работой летние месяцы в Костромской губернии
- Русский живописец, изображал мещанско-купеческий быт
- Автор картины "Русская Венера"
- Портретист Шаляпина и купчихи за чаем
- Автор картины "Купчиха за чаем"
- Русский художник
- Мастер рисовать купчих
- "купчиха за чаем" (художник)
- Его кисти принадлежит серия картин "Балаганы" на темы праздничного крестьянского, мещанского и купеческого быта
- Автор картины «Русская Венера»
- Автор картины «Купчиха за чаем»
- В 1919 году он написал портрет Марии Валентиновны Шаляпиной, жены великого певца
- Автопортрет на фоне Троице-Сергиевой лавры он создал по заказу итальянского министра просвещения, желавшего дополнить галерею Уффици автопортретами современных художников
- Российский живописец, автор картины "Купчиха за чаем"
- «Купчиха за чаем» (художник)
- Русский художник, картина Ночное
- Русский художник, автор картин «Зима», «Портрет дочери», «Сенокос»
- Русский художник, автор картин «Купчиха с зеркалом», «После грозы», «Ярмарка»
- Русский художник, автор картин «Купец», «Голубой домик», «Натюрморт с фазанами»
- Российский живописец, автор картины «Купчиха за чаем»
- Русский художник, автор картин «Трактирщик», «Большевик», «Гуляние»
- Русский художник, автор картин «Купчиха», «Портрет жены художника», «Гроза»
- Русский художник, автор портретов Шаляпина и Волошина
- Его кисти принадлежит серия картин «Балаганы» на темы праздничного крестьянского, мещанского и купеческого быта
- Русский художник, автор картин «Масленица», «Купчиха и домовой», «Русская Венера»
- Русский художник, автор картин «Морозный день», «Выходной», «Купание», «Осень»
- Русский художник, автор картин «Московский трактир», «Извозчик за чаем», «Прогулка верхом»
- Русский художник, картина "Ночное"
- Советский живописец
- Российский живописец (1878-1927, "Купчиха за чаем", "Ф. И. Шаляпин", "Русская Венера")
- Б. М. (1878—1927) русский живописец, график, театральный художник
Энциклопедический словарь, 1998 г.
КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927) российский живописец. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанскокупеческого быта (серия "Ярмарки"). Мастер портрета ("Ф. И. Шаляпин", 1922), иллюстратор, театральный художник.
КУСТОДИЕВ Борис Михайлович [23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград] российский художник. Прославился своими национально-романтическими произведениями, благодаря которым стал одним из самых популярных мастеров русского модерна. Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И. Е. Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903. Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников". Первые опыты. Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины "Заседание Государственного Совета" (1901-03, Русский музей). Сотрудничество вылилось в настоящее соперничество, поскольку Кустодиев, являя раннюю зрелость таланта, создавал удивительно живые импрессионистические портретные этюды, почти не отличимые от репинских. Продемонстрировал замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных ("И. Я. Билибин", 1901, там же; "Семья Поленовых", 1905, Историкохудожественный музей, Вена). Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав - в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, - целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т.д.). Ранний интерес к национальному быту и истории отнюдь не сочетался у Кустодиева с консервативным охранительством. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-06 гг. Русская провинция в картинах Кустодиева. Жил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги - Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, "ярмарки", "масленицы", "деревенские праздники", которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив - с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой ("Купчиха", 1915; "Купчиха за чаем", 1918; оба Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей ("Ф. И. Шаляпин", 1922, там же). С годами в его композициях нарастает ироническитеатральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности ("все мои картины - сплошная иллюзия", - говорил сам мастер). Поэтому сценография как таковая (оформление "Блохи" Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925, и др. спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ. Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой ("Большевик", 1920, Третьяковская галерея; "Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого", 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке "Русь" (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные ("Русская Венера", Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные ("Купчиха и домовой", 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к "Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова [частное собрание, Москва; опубликованные же иллюстрации (1923) составляют один из самых интересных и ярких книжных циклов художника]. Сочинения: Письма. Статьи, заметки, интервью... Л., 1967. Литература: Лебедева В. Е. Б. М. Кустодиев. М., 1966Капланова С. Г. Новое о Кустодиеве. М., 1979. Борис Кустодиев: Альбом-каталог / Составитель М. Г. Эткинд. М., 1982. Докучаева В. Н. Борис Кустодиев. М., 199
М. Н. Соколов.
Большая Советская Энциклопедия
Википедия
- Кустодиев, Борис Михайлович (1878—1927) — российский художник.
- Кустодиев, Кирилл Борисович (1903—1971) — российский художник.
- Кустодиев, Константин Лукич (1838—1876) — писатель, протоиерей.